Технология приготовления жевательной серки из бересты (башк.«ҡайын һағыҙы») в с.Саитбаба Гафурийского района РБ

Категория объекта:
Технологии традиционных ремесел
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
31.03.2023
Номер объекта:
13-010
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Технология приготовления жевательной резинки из бересты - "туҙ һағыҙы". Сираева Зайтуна Хатиповна, 87 лет. Гафурийский район, с. Саитбаба, 2023 г.


Размер файла: 63.2 MБ

Описание

Жевательная серка из бересты (черная жвачка, баш. “ҡайын һағыҙы”, “ҡара һағыҙ”, “туҙ һағыҙы”) – это жевательная масса черного цвета, которую готовят из коры березы (бересты) путем ее уваривания. Испокон веков и до сегодняшнего дня башкиры изготавливают жевательную серку из бересты. В простонародье её называют “ҡара һағыҙ”, “ҡайын һағыҙы”, “туҙ һағыҙы”, “һағыҙ”, “туйыҙ”, “сәйнәгес” (черная жвачка, берестяная жвачка). Для того чтобы приготовить такую жевательную массу, нужно отделить очень тонкие слои бересты. Лучше всего это делать весной, когда береста свежая, а ещё лучше – использовать бересту молодой березы. Это кропотливая работа, требующая больших усилий. Раньше к заготовлению бересты привлекали детей.

Справочная информация

Описание

Черная жвачка – это жвачка, приготовленная из бересты. Данный продукт является экологически чистым и безопасным, улучшает обмен веществ, укрепляет зубы и десны, снимает стресс, способствует выведению из организма токсинов и шлаков и т. д. Бытует мнение, что в древности берестяную жвачку использовали мастерицы-рукодельницы, когда уставали от монотонной работы и начинали засыпать. Жвачка служила своего рода тонизирующим средством для организма.

Башкиры изготавливали жвачку из бересты, а именно из верхнего слоя коры березы. У березы не только береста полезна, но и листья, кора и сок. Древние башкиры знали о ее уникальных целебных качествах[1].

Идеальным временем для среза бересты служит июнь-июль. Данное время связано с остановкой березового сокодвижения. Если собирать бересту в весеннее время, дерево можно легко повредить.

Согласно языческим представлениям башкир, перед тем, как снять бересту с березы ножом, нужно совершить обряд прошения у дерева. Также важно помнить, что всю бересту с дерева снимать нельзя, т. к. она является ее одеждой. Есть даже такая практика – собирать бересту только с поваленных деревьев.

К примеру, житель д. Трушино Зианчуринского района Кадир Исхаков (1953 г.р.) подчеркивает, что в процессе приготовления сырья для жвачки использует только поваленные деревья среднего возраста[2].

После сбора бересту нужно очистить от верхнего белого и нижнего коричневого слоя. Серединная часть бересты как раз и служит сырьем для жвачки. Данный процесс напоминает целый ритуал: и стар, и млад садятся полукругом и начинают делать тонкие полоски из бересты. Кто-то промазывает их сметаной и опускает в посуду для варки, а кто-то смазывает края и дно посуды сметаной. Так, масса получится мягкой и не пристанет ко дну. Далее посуду (желательно чугунную) накрывают крышкой и ставят на огонь. Примерное время готовки – 1 час (все зависит от качества бересты, мощности огня, состояния погоды и пр.). Все это время ее нужно периодически помешивать, ведь жвачка готовится в собственном соку и может подгореть. Однако делать это нужно крайне осторожно, есть вероятность обжечься. Опытные мастерицы чувствуют готовность жвачки по запаху. К примеру, 87-летняя жительница с. Саитбаба Гафурийского района РБ Зайтуна Сираева, поделившаяся секретами приготовления берестяной жвачки, лишь ближе к часу перемешала содержимое чугунной посуды. Все это время она определяла готовность жвачки лишь по запаху.

После этого горячую массу нужно убрать с огня и быстро перемешать с добавлением сливочного масла. Далее следует снять пробу. Как только она становится вязкой и не пристает к зубам, ее остужают холодной водой.

Готовую жевательную массу раскатывают в форме жгута и делят на порционные кусочки. Хранить ее следует в емкости с водой в холодном помещении.  

Пользу данной жвачки подтверждает и медицина. Данный продукт богат витаминами и минералами. В ее состав входят: витамины группы А, В, С, Е, Р; фосфор, йод, кальций, каротин, железо, бетулин, камфорное масло. Жевательной серке из бересты нет равных в очищении зубов и избавлении от неприятного запаха изо рта. Приятный аромат данного продукта никого не оставляет равнодушным. Нутрициологи утверждают, что она помогает при желудочно-кишечных заболеваниях, избавляет от изжоги. Также жвачка активизирует слюноотделение, развивает жевательные мышцы, помогает исправить прикус. Бабушки издревле знали эти полезные свойства жевательной серки и поэтому уделяли большое внимание ремеслу ее изготовления.

По воспоминаниям информанта Зайтуны Сираевой, ее мама Адиба Сираева, за неимением нормальной обуви и лекарств, использовала “ҡайын һағыҙы” для лечения натоптышей у своих детей. На раны она намазывала жевательную массу.

Однако следует помнить, что постоянно жевать ее стоит только после приема пищи, предварительно прополоскав рот. Жевание на голодный желудок приводит к изжоге, а постоянное использование жвачки может привести к язве желудка.

В целях безопасности не следует давать берестяную жвачку детям.

 

Интересные факты про берестяную жвачку:

При раскопках в Финляндии в 2007 году была найдена жвачка, изготовленная из бересты. По исследованиям ученых, следу от зубов, найденному на этой жвачке — 5000 лет. Он сохранился исключительно благодаря веществам в составе березовой бересты.

2. Ученые рекомендуют жевать берестяную жвачку детям с неправильным прикусом для укрепления жевательных мышц.
3. Врачи рекомендуют жевать берестяную жвачку для нормализации слюноотделения и предотвращения сухости во рту.
4. Жвачка является источником энергии. Процесс жевания улучшает кровообращение, а это, в свою очередь, снимает напряжение. Особенно это важно для владельцев автомобилей, которые ездят ночью.
5. Берестяную жвачку можно жевать и при диабете, потому что в отличие от магазинных жвачек в ее составе нет сахара.
6. Не зарегистрировано ни одного случая аллергии на жвачку из бересты.


О берестяной жвачке говорится и в народном творчестве.

Есть такая пословица: “Һағыҙ яңаҡ талдыра, сәтләүек – эш ҡалдыра” (“Жвачка утомляет челюсть, а орешки от дел отрывают”)[3].

 

В свадебном обряде невесте желали так:

Иртән өйҙөң түрендә

Йоҡлап ятма, киленсәк.

Һағыҙ чәйнәп урамда,

Ғәйбәт һатма, киленсәк[4].

 

Утром, на подушке своей,

Долго нежиться не смей, невестка.

По аулу, жуя серу,

Ты не сплетничай не в меру, невестка.

[1] Гумаров В. З. Башкирская народная медицина. Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1985. С. 33.

[3] Раемгужина З.М. Языковая картина мира в башкирской фразео­ логии. // Изд-е Башкирск. ун-та. – Уфа, 1999 – С. 29.

[4] Башкирское народное творчество. Том 1. Обрядовый фольклор. – Уфа: Китап, 1995. – С. 480.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Ингредиенты для приготовления берестяной жвачки: сливочное масло (либо сметана), холодная вода.

Способы приготовления берестяной жвачки:

Способ 1.

Сначала заготавливается береста, которая должна быть не толще листа бумаги. После тонкие полоски бересты плотно уложить в чугунный казан, предварительно смазав стенки посуды сливочным маслом (сметаной), либо смазав сами кусочки бересты. Закрыть посуду крышкой (можно поставить дополнительный гнет) и поставить на огонь. По мере приготовления нужно подкладывать дрова. Для перемешивания использовать деревянную палку, смоченную в холодной воде. Время приготовления может быть различным. Среднее время – 1 час. Коричневый дым и своеобразный запах сигнализируют о том, что жвачка готова. Нужно открыть крышку, осторожно перемешать массу влажной палкой. Однако следует быть предельно внимательным: раскаленная масса может быстро воспламениться, либо вовсе взорваться.

Готовая масса по концистенции напоминает жидкую сметану. Если она слишком густая, то можно добавить немного сливочного масла и быстро перемешать. Далее нужно наполнить казан холодной водой. Как только казан немного остынет, а масса затвердеет, необходимо собрать берестяную жвачку со стенок казана той же мешалкой, либо смазанным маслом руками. Готовую жвачку для удобства можно разделить на маленькие кусочки и хранить в емкости с водой в прохладном месте. Таким способом готовит берестяную жвачку жительница с. Саитбаба Гафурийского района РБ – 87-летняя Сираева Зайтуна Хатиповна.

 

Способ 2.

Первым делом заготавливается береста, измельчается на квадратики. Ими наполняют чугунный казан с дыркой на дне и плотно закрывают крышкой (сковородкой). Под казан ставят еще один казан или чугунную чашу. Чтобы масса не пригорела, можно добавлять понемногу холодной воды. По мере приготовления береста плавится и начинает вытекать через дырку в нижнюю чашу. В готовую массу добавляют немного сливочного масла и формируют эластичный шар. Далее влажными руками формируют жгутики и режут их на небольшие кусочки. Такую жвачку можно хранить в емкости с водой или в пергаментной бумаге.

Современное бытование

“Ҡайын һағыҙы” делают и сегодня с учетом ее благотворного воздействия на организм человека. Занимаются изготовлением берестяной жвачки в основном пожилые женщины, сами научившиеся этому делу в юности. Также есть люди, которые готовят жвачку на продажу.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Муллагулов Мирза Гизитдинович (1938 – 2023)

Тип ответственности: Исследователь

Место работы/Адрес:   ученый-этнограф, кандидат исторических наук. С 1971 года работал в Институте истории, языка и литературы УНЦ РАН. С 1998 года был заведующим отделом этнологии, с 2006  ведущим научным сотрудником Института этнографических исследований УНЦ РАН. Лауреат премии АН РБ им. Раиля Кузеева (2009).

 

ФИО: Сираева Зайтуна Хатиповна (1935 г. р.).

Тип ответственности: Информант

Место работы/Адрес: Гафурийский район, с. Саитбаба, пенсионерка.  

 

ФИО: Халиуллина Лиана Линаровна (1992 г. р.)

Тип ответственности: Информант

Место работы/Адрес: г. Уфа, доктор нутрициолог, диетолог превентивной медицины.

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Организации, имеющие отношение к ОНН:

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Сведения о действиях над/с ОНКН

Технология приготовления жвачки из бересты периодически освещается в СМИ (ТВ, радио, газеты и журналы).

Уроженка Зианчуринского района Ямиля Исхакова на телепераче “Бай” (БСТ) продемонстрировала технологию приготовления жвачки из бересты. Она по памяти возобновила старинный рецепт бабушек, изготавливает и продает не только у нас в Башкирии, но и далеко за ее пределами.

 https://www.youtube.com/watch?v=aPgSg8NyUqA&t=5s

На Республиканском этнокультурном фольклорном фестивале «Ер кото» (2022) был показан мастер-класс по приготовлению берестяной жвачки.

Любители и ценители данного продукта заготавливают жвачку из бересты с целях продажи. Например, предприниматель из деревни Худайбердино Кугарчинского района РБ Минзаля Кучербаева организовала производство и продажу «той самой» берестяной жвачки.

https://pobashkirii.ru/berezovaja-zhvachka/

Предметы, связанные с объектом

Очаг, чугунный казан, мешалка

Современное бытование

Ҡайын һағыҙы” делают и сегодня с учетом ее благотворного воздействия на организм человека. Занимаются изготовлением берестяной жвачки в основном пожилые женщины, сами научившиеся этому делу в юности. Также есть люди, которые готовят жвачку на продажу.

Историческое бытование

Процесс приготовления жевательной резинки из бересты описан в книге Муллагулова М. Г. «Лесные промыслы башкир XIX – начало XX века» (Уфа, 1994): “В лесной зоне, где отсутствовали хвойные породы деревьев, жвачку делали из бересты. Для этого, как правило, использовали кору молодой березы. Вкратце технология ее переработки такова: на первой стадии работы расщепляли бересту на тончайшие волокна и клали эту берестяную массу в какой-либо подходящий сосуд: обычно это была обыкновенная баночка из-под консервов. Далее добавляли в сосуд кусочек сливочного масла и нагревали его на огне. Для получения смолы из бересты были нужны сноровка и умение: от сильного огня берестяная масса тут же воспламенялась, при слабом же, наоборот, она не плавилась и не превращалась в смолу. Не всякий человек умел делать смолу из бересты. При умеренном и осторожном нагревании берестяная масса постепенно превращалась в густую жидкость. Поскольку полученная смола была черного цвета, то ее называли “ҡара һағыҙ”, или по-другому "черная жвачка”.

В книге также говорится, что башкиры, проживающие в зоне с хвойными породами деревьев, заготавливали жевательную серу (живицу, смолу) из лиственницы, сосны и березы. «Наибольшее количество смолы образовывалось на деревьях, растущих на сухих почвах и хорошо освещенных лучами солнца. Соскабливали смолу обыкновенным ножом или топором», - пишет автор.

О заготовке специально обработанной смоле деревьев башкирами есть упоминание у И. И. Лепехина: «Лиственничную серу башкирки, подражая восточным народам, жуют, а пережевав, выбрасывают».

Автор конца XIX века В. В. Крубер также пишет об этом: «Отломив от вытопленного куска кусочек величиною с небольшой орех или несколько менее, (башкир) кладет его в рот, жует и притом жует по целым суткам – это тонкое наслаждение отчасти заменяет ему табак и прочие наркотические вещества, а также вино, мало распространенное между башкирами».

Смола и жвачка из бересты являлись не только своего рода лакомством, но и средством гигиены полости рта. Как отмечает И. И. Лепехин: «Сим средством стараются они в белизне всегда содержать свои зубы, и изтреблять изо рту противной тот запах, которому они от нечистоты и сыроядения подвержаны бывают».

Историк медицины В. З. Гумаров в своем труде «Народная медицина башкир» также отмечает, что «При появлении запаха изо рта советовали жевать «серу» (получаемую из смолы хвойных деревьев и из бересты) и гвоздику… Согласно народно-гигиеническим воззрениям башкир, жевание «серы» укрепляет десны, отбеливает зубы, делает их более устойчивыми к заболеваниям, предупреждает появление запаха изо рта».

Мигранова Э. В. в книге «Башкиры. Традиционная система питания» (Уфа, 2012) также описывает полезные свойства данного продукта: «… для укрепления десен и зубов, улучшения пищеварения жевали смолу хвойных деревьев или смолу, специальным образом приготовленную из бересты («һағыҙ»)» и прикладывает фотографии с процесса приготовления берестяной жвачки.

В. З. Гумаров подробно описывает технологию приготовления жевательной серы: «Готовилась она так. Собранная смола в жестяной посуде плавилась (с доведением до кипения) на медленном огне. Для придания ей мягкой консистенции добавлялось сливочное масло – 1 столовая ложка на 1 стакан смолы. Затем смола процеживалась через сито в холодную воду. Полученные кусочки серы готовы к употреблению».

К сожалению, сбор серы с лиственницы и гонка смолы из бересты с целью производства жевательной серы сейчас не практикуется. А вот приготовление жвачки из бересты бытует в народе и по сей день.

Формы сохранения и использования объекта

Естественная, в семейной среде, а также в форме обучения и фиксации традиции.

Источники информации
  1. Башкирское народное творчество. Том 1. Обрядовый фольклор. – Уфа: Китап, 1995. – 560 с.
  2. Гумаров В. З. Башкирская народная медицина. Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1985. С. 33, 90. 
  3. Крубер В. В. Оренбургская Башкирия в лесохозяйственном и лесопромышленном отношениях. Спб., 1887. С. 6.
  4. Лепехин И. И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства // Пол. собр. ученых путешествий по России. Спб., 1822. Ч. 2. С. 95.
  5. Мигранова Э. В. Башкиры. Традиционная система питания. Уфа: Китап, 2012. С. 253.
  6. Муллагулов М. Г. Лесные промыслы башкир XIX – начало XX века. – Уфа, 1994. 180 с. 
  7. https://www.youtube.com/watch?v=aPgSg8NyUqA&t=5s (телеперадача “Бай”, БСТ)
  8. Раемгужина З. М. Языковая картина мира в башкирской фразео­логии // Изд-е Башкирск. ун-та. – Уфа, 1999 – 95 с.
  9. https://pobashkirii.ru/berezovaja-zhvachka/ (Минзаля Кучербаева)
  10. https://bash.news/news/74602-bereza-vmesto-zhevatelnoy-rezinki-v-zianchurinskom-rayone-vozrozhdayut-drevnie-traditsii (Кадир Исхаков)
Сведения об особенностях
Состояние бытования

“Ҡайын һағыҙы” делают и сегодня с учетом ее благотворного воздействия на организм человека. Ее в основном делают бабушки, сами научившиеся этому делу в юности. Также есть люди, которые готовят жвачку на продажу.



Исключительность/ценность

Технология приготовления “ҡайын һағыҙы” уникальна в своем роде. Важно изучить и передать ее молодому поколению, которая нужна для этнолокальных культурных традиций.

Писательница и общественный деятель Марьям Буракаева пишет: "Среди промыслов башкир приготовление жвачки из бересты занимает особое место. Природная тяга к естественному глубоко сидит в каждом башкире. Народ издревле знал пользу данного занятия и поэтому передавал его из поколения в поколение. Представители старшего поколения не только обучали своих чад ремеслу, но и передавали младшим старинные обычаи, культуру».



Способы передачи традиции

 Естественная, происходит в семье, своими умениями делятся старшее поколение, постепенно передавая свои знания младшим. 



Форма бытования
Аутентичная 

Этнологический аспект

Технология приготовления “ҡайын һағыҙы” сохранена в некоторых районах Республики Башкортостан. 



Исторический аспект

Процесс приготовления жевательной резинки из бересты описан в книге Муллагулова М. Г. «Лесные промыслы башкир XIX – начало XX века» (Уфа, 1994): “В лесной зоне, где отсутствовали хвойные породы деревьев, жвачку делали из бересты. Для этого, как правило, использовали кору молодой березы. Вкратце технология ее переработки такова: на первой стадии работы расщепляли бересту на тончайшие волокна и клали эту берестяную массу в какой-либо подходящий сосуд: обычно это была обыкновенная баночка из-под консервов. Далее добавляли в сосуд кусочек сливочного масла и нагревали его на огне. Для получения смолы из бересты были нужны сноровка и умение: от сильного огня берестяная масса тут же воспламенялась, при слабом же, наоборот, она не плавилась и не превращалась в смолу. Не всякий человек умел делать смолу из бересты. При умеренном и осторожном нагревании берестяная масса постепенно превращалась в жидкое состояние. Поскольку полученная смола была черного цвета, то ее называли “ҡара һағыҙ”, или по другому черная жвачка”.

В книге также говорится, что башкиры, проживающие в зоне с хвойными породами деревьев, заготавливали жевательную серу (живицу, смолу) из лиственницы, сосны и березы. «Наибольшее количество смолы образовывалось на деревьях, растущих на сухих почвах и хорошо освещенных лучами солнца. Соскабливали смолу обыкновенным ножом или топором», - пишет автор.

О заготовке специально обработанной смоле деревьев башкирами есть упоминание у И. И. Лепехина: «Лиственничную серу башкирки, подражая восточным народам, жуют, а пережевав, выбрасывают».

Автор конца XIX века В. В. Крубер также пишет об этом: «Отломив от вытопленного куска кусочек величиною с небольшой орех или несколько менее, (башкир) кладет его в рот, жует и притом жует по целым суткам – это тонкое наслаждение отчасти заменяет ему табак и прочие наркотические вещества, а также вино, мало распространенное между башкирами».

Смола и жвачка из бересты являлись не только своего рода лакомством, но и средством гигиены для полости рта. Как отмечает И. И. Лепехин: «Сим средством стараются они в белизне всегда содержать свои зубы, и изтреблять изо рту противной тот запах, которому они от нечистоты и сыроядения подвержаны бывают».

Историк медицины В. З. Гумаров в своем труде «Народная медицина башкир» также отмечает, что «При появлении запаха изо рта советовали жевать «серу» (получаемую из смолы хвойных деревьев и из бересты) и гвоздику… Согласно народно-гигиеническим воззрениям башкир, жевание «серы» укрепляет десны, отбеливает зубы, делает их более устойчивыми к заболеваниям, предупреждает появление запаха изо рта».

Мигранова Э. В. в книге «Башкиры. Традиционная система питания» (Уфа, 2012) также описывает полезные свойства данного продукта: «… для укрепления десен и зубов, улучшения пищеварения жевали смолу хвойных деревьев или смолу, специальным образом приготовленную из бересты («һағыҙ»)» и прикладывает фотографии процесса приготовления берестяной жвачки.

В. З. Гумаров подробно описывает технологию приготовления жевательной серы: «Готовилась она так. Собранная смола в жестяной посуде плавилась (с доведением до кипения) на медленном огне. Для придания ей мягкой консистенции добавлялось сливочное масло – 1 столовая ложка на 1 стакан смолы. Затем смола процеживалась через сито в холодную воду. Полученные кусочки серы готовы к употреблению».

К сожалению, сбор серы с лиственницы и гонка смолы из бересты с целью производства жевательной серы сейчас не практикуется. А вот приготовление жвачки из бересты бытует в народе и по сей день.



Лингвистический аспект

Согласно материалам исследования, понтие «берестяная жвачка» на башкирский язык переводится в нескольких вариантах:

  1. «туҙ һағыҙы» букв. «жвачка из бересты»;
  2. «ҡара һағыҙ» названа по цвету жвачки, которая образуется после плавления бересты.
  3. «туйыҙ» – от условного сокращения «туҙ һағыҙы» «туйыҙ».
  4. «сәйнәгес» – от слова «сәйнәү» (жевать), предмет для жевания «сәйнәгес»