Домашнее пивоварение у чувашей Республики Башкортостан

Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
чуваши
Анкета утверждена:
22.12.2022
Номер объекта:
12-001
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Описание

Традиции домашнего пивоварения и употребления пива у чувашей сложились еще на исторической родине, а на территории Башкортостана стали многовариантными благодаря обновлению рецептов, в том числе с использованием местных трав. Пиво по-прежнему готовится ко многим календарным и семейным ритуалам (сурхури, семик, акатуй и др.). Оно употребляется с целью утоления жажды, получения живительной энергии, как лечебно-оздоровительный напиток, а также преподносится силам природы для благополучия людей (особенно во время похоронно-поминальной обрядности)

Справочная информация

Описание

Домашнее пиво (сăра) является частью традиционной культуры чувашей как на исторической родине, так и в Башкортостане. Его упоминают многие исследователи чувашей: П.А. Петров-Туринге, И.Г. Петров, Е.А. Ягафова, Е.В. Сергеева и др. Писатели-этнографы А.А. Фукс в книге «Чуваши и черемисы Казанской губернии» (1840), В.А. Сбоев в книге «Чуваши» (1865), В.К. Магницкий в книге «Материалы к объяснению старой чувашской веры» (1881) описали применение пива при исполнении чувашами религиозных обрядов.

Безалкогольное (без хмеля и дрожжей) пиво могло использоваться в повседневной жизни. Алкогольсодержащее – было непременным атрибутом календарных и семейных ритуалов[1]. Его пили не для того чтобы захмелеть, а чтобы утолить жажду, набраться сил, получить живительную энергию природы благодаря тому, что солод для пива готовится из проросших зерен зерновых растений. В источниках домашнее пивоварение чувашей описывается как искусство[2], передаваемое из поколения в поколение по женской линии, как сакральное действие, наполненное женской добротой и теплом[3].

Как следует из описаний башкирских этнографов, домашнее пиво употребляли на зимнем празднике сурхури / сорхори с обрядовыми танцами (сурхури ташши), продолжающиеся от Рождества до Крещения. На место праздника хозяйки приносили домашнее пиво, подавая в красивых посудах между циклами танцев[4]. Пиво предлагали гостям по случаю масленицы (çăварни). Варили в каждом доме в процессе приготовления к весеннему празднику мăнкун (букв. Великий день), который по времени совпадал с православной Пасхой. Хмельной напиток употребляли во время посевных работ, во время уборки урожая, сенокоса. Пиво пили на празднике, проводимом после завершения полевых работ акатуй, который под влиянием татар и башкир стал называться сапантуй. Пиво пили во время общественных молений типа чӳк с обрядом вызывания дождя çумăр чӳк.[5]

Помимо собственного употребления, пиво готовили для богов, пытаясь добиться их благосклонности. Так, во время ритуала çимěк – обряда летнего поминовения усопших предков с посещением могил родственников – во время «кормления» умерших на могилы отливали домашнее пиво (а также водку, откладывали кусочки хлеба, блинов, мяса и т.д.)[6].

В чувашском земледельческом календаре имеются специальные даты, связанные с пивом. По случаю окончания молотьбы хлеба чуваши устраивали ряд ритуалов, в числе которых овинная каша (авăн пӑтти) или овинное пиво (авăн сăри) – благодарственное моление главы семьи и застолье. Осенью чуваши проводили обряд поминовения умерших предков кěр сăри, кěрхи сăра (осеннее пиво) или автан сăри (петушиное пиво). Глубокой осенью некрещеные чуваши совершали обряд, связанный со скотоводческими занятиями – карта пăтти (каша скотного двора). Он представлял собой благодарственное моление духам-хранителям с приготовлением для них каши, ритуальных лепешек и домашнего пива[7].

Пиво является атрибутом семейных ритуалов – связанных со свадьбой, с рождением ребенка, похоронами. Пиво отливали на место будущей могилы перед тем, как копать, бросали также на землю кусочки хлеба и сыра, обращались к «главе кладбища» с просьбой предоставить новопреставленному место[8].

Приготовление пива осуществляется в два этапа: приготовление солода и непосредственно пива. Согласно имеющимся источникам, в том числе полевым материалам, солод делается из ячменя (в основном ярового) или ржи, упоминается пшеница, овес и реже полба, раньше использовали просо. Зерна хорошо промывают, замачивают (примерно на 1-3 дня), набухшие зерна выкладывают в теплом месте и дают прорасти (примерно на 1 см). Потом сушат на солнце, в духовке или печи для получения темного оттенка (1-3 дня). Чтобы зерна не пригорели, надо их перемешивать. Потом  пропускают на ручной мельнице. Полученная масса является суслом для приготовления пива. Его хранят в сухом месте и пользуются в течение года.

Для приготовления пива используют и другие компоненты, прежде всего неоплодотворенные цветки хмеля, дающие хмелевое масло, кислоту, смолу и дубильное вещество, для придания приятного горького вкуса и сохранности пива. Хмель собирают в лесу в августе – сентябре, покупают на базарах или выращивают в своих хозяйствах. Шишки должны быть зеленого цвета и не распустившимися, внутри имеется желтая пыль. Для приготовления детского пива берут мужские шишки, взрослого – женские[9].

Также добавляют дрожжи, ржаную муку и сахар. Вместо сахара раньше использовали мед или сахарную свеклу. Свекла моется, рубится на мелкие кусочки и высушивается на солнце или в печи. Вода берется колодезная или артезианская. Считается, что мягкая вода придает пиву хороший вкус, пенистость, крепость. Весной и летом колодезную воду разбавляют талой или дождевой водой. Некоторые хозяева для приготовления сусла предпочитали мягкой воде жесткую, для брожения. Для варки пива в чувашских селениях раньше были пивоварни; варили также в избах, а летом – на берегу местной речки, на очаге с подвесным котлом.

Приготовление пива из имеющегося солода следующее. В воде кипятят солод и хмель. Далее готовят пивную закваску. Хмельной отвар выливают в кадку, добавляют пивные дрожжи, ставят в теплое место для брожения. Через 2-3 суток при температуре 16-19 градусов получается молодое пиво. Для полной готовности кадку ставят в погреб на 2 недели при температуре 4-6 градусов. При необходимости добавляют сахар.

В рецепте, популярном в Чувашии, соотношение ингредиентов следующее. На 10 литров пива: 40-100 г хмеля, 200-300 г пивных дрожжей или 10-15 г прессованных дрожжей, 100 г сахара[10]. Примерно такое же соотношение в рецептах чувашей Башкортостана, но есть свои особенности.

В рецепте с. Веселовка Федоровского района (передала Григорьева Валентина Сергеевна) используется свекла, целебная трава девясил и конфеты дюшес. Соотношение ингредиентов следующее: вода 10 л, хмель 1-2 горсть, сахарная свекла 1-2 шт., сахар 0,5 кг, девясил – 1 горсть, солод ячменный 1 ст. л., дрожжи 1-2 ст. л., мука 1-2 ст. л. По ее рецепту свеклу надо вымыть, нарезать на маленькие кусочки, опустить в воду. Как закипит, еще 30-40 мин варить, чем больше, тем лучше. Добавить хмель, минут через 10-15 положить солод, девясил, варить еще 10-15 мин. На сковороде растопить сахар до коричневого цвета, мешать все время, добавить муку, мешать. Убавить огонь и медленно влить в кастрюлю растопленный сахар, опять мешать, пока растает весь сахар. Немного остудить, положить дрожжи. На 1-2 день напиток готов употреблению. Полученную жидкость процедить через сито, туда можно добавить конфеты дюшес 4-5 шт.[11]

Рецепт с. Ефремкино Кармаскалинского района. Используется солод из зерен ячменя, хмель, хлебная закваска, немного сахара. Хмель кипятится в колодезной воде вместе с солодом 20-25 минут. На ведро воды берется горсть хмеля и 200-300 г солода. Пивные дрожжи делаются так. В небольшую посуду (ковш) выливают остывший, но теплый отвар хмеля с солодом, добавляют 50 г хлебной закваски и сахар. Далее хмельной отвар переливают в кадку, добавляют дрожжи для брожения, ставят в теплое место. Через 2-3 дня переносят в погреб и доводят до пол6ной готовности[12].

Рецепт с. Новофедоровка Аургазинского района (передала Архипова Валентина Васильевна). На 10 л воды одна горсть хмеля, сушеный солод (изо ржи или ячменя), сахар-песок, дрожжи (1 ч. л.) и 0,5 стакана ржаной муки, также используется сахарная свекла или морковь и яблоки. Они варятся и добавляются к суслу. Полученную массу надо разделить на кусочки в виде ватрушек и высушить в печи или духовке. Чтобы просушка шла быстрее, посередине делают несколько надрезов. Закваска делается следующим образом. В литровую стеклянную банку кладется 1 ст. л. сахарного песка, 1 ч. л. домашних или покупных дрожжей и 0,5 стакана ржаной муки[13].

Кипячение пива В.В. Архипова делает в двух сосудах. В одном сосуде сушеный солод, в другом сосуде - хмель. Шишки хмеля кладутся только при закипании воды. Потом они кипятятся в течение получаса на медленном огне, Потом оба сосуда, с солодом и хмелем, остужаются в прохладном месте, доводятся до температуры тела. Далее обе жидкости смешиваются, добавляется закваска (сёпре). Через сутки эта жидкость пропускается через сита и освобождается от солода. Если пиво горьковатое, добавляется сахар. После этого жидкость снова ставится в прохладное место. Через 2 суток пиво становится пригодным для употребления. Это пиво чуваши называют «çамрăк сăра» (молодое пиво). Оно бывает легким и не очень хмельным. Для гостей обычно стараются готовить более хмельное пиво. Его заквашивают в течение 2 недель, а потом держат в холодном погребе. Кроме этого при приготовлении этого пива добавляют больше хмеля. Чтобы пиво не забродило и не потеряло :вкус, время от времени хозяйка в пиво добавляет сахар.

Главная особенность приготовления пива – пиво нужно варить от всей души, только тогда получится вкусное пиво. Кроме того, следует свои действия сопровождать словами, например:

 

Паян ăсла, паян ăсла,

Ыран сăра пулĕ-ха.

Сегодня солод, сегодня солод,

А завтра будет пиво[14].

 

Прежде чем приступить к кипячению пива, следует говорить следующие слова: «Эй. Турă. çок сăрана техĕмлĕ те тутлă шума пилле. Тăвансене, хăнасене. ачасене, кўршĕ-аршăсене  ĕçме юрăхлă пултăр» (О. Господи, благослови приготовить вкусное и душистое пиво. Пусть он будет пригодным для питья родным, гостям, детям и соседям).

На протяжении приготовления пива рекомендуется петь или приговаривать слова свадебной песни, связанные с пивом, например:

 

Паян дела, паян ăсла,

Ыран сăра пуяĕ-ха,

Паян сирĕн. паян сирĕн,

Ыран пирĕн пулĕ-ха.

Сегодня солод, сегодня солод,

А завтра будет пиво,

Сегодня ваша, сегодня ваша2

А завтра будет уже наша.

 

В следующем рецепте используется чернослив и ячменная мука. Автор Васильева Полина Андреевна. На ведро воды: 1 кг сахара  (растопить до коричневого цвета), 2 горсти шишек хмеля, 1 ст. л. Дрожжей, 3 стакана ячменной муки, 4-5 шт. чернослива. Кипятить 1 ведро воды, добавить 2 горсти хмеля, растопить сахара, добавить туда ячменную муку, подержать 2 минуты. Эту смесь вылить в кипяток и кипятить еще 15 минут. Остудить, добавить 1 ст. л. Дрожжей и чернослив. Настоять 3 дня.

 

Качество и вкус пива зависит также от качества, соотношения ингредиентов и последовательности действий, места его приготовления. Одни хозяйки любят пиво душистое, другие – с горчинкой. Делают его густым или жидким, крепким или слабым. На его приготовление уходит 9-12 дней. Далее готовят пивную закваску кулага.



[1] Сергеева Е.В. Традиционная кухня и застольный этикет чувашей. Чебоксары, 2015. С. 83.

[2] Там же. С. 85.

[3] Рецепты пивоваров. Как в Чувашии варят пивоhttps://chv.aif.ru/dosug/hobby/hmelnoy_kray_vsyo_o_nacionalnom_napitke_chuvashey (Дата обращения: 26.05.2022).

[4] Ягафова Е.А., Петров И.Г. Сурхури: новогодние праздники в традиционной и современной обрядности чувашей // Самарский научный вестник. 2016. № 2(15). С. 130–135.

[5] Петров И.Г. Чуваши // Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002. С. 173–218; Петров И.Г. Чуваши: популярный очерк этнической истории и традиционной культуры. Уфа, 1994; Ягафова Е.А. Праздники и обряды чувашей на рубеже ХХ–ХХI вв. Самара: СГСПУ, 2016. 179 с.; Петров И.Г., Садиков Р.Р. Полевое моление учук некрещеных чувашей д. Юльтимировка Республики Башкортостан // Н.В. Никольский и чувашская гуманитарная наука ХХ века: мат-лы конф., посв. 125-летию ученого. Чебоксары, 2005. С. 198–203; Садиков Р.Р., Петров И.Г. Моление учук некрещеных чувашей Бакалинского р-на Башкортостана // Актуальные проблемы чувашского языка и литературы: Сб. мат. Всерос. научно-практ. конф. 25–27 ноября 2004 г. Стерлитамак, 2004. С. 140­–147.

[6] Петров И.Г. Чуваши

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Наумов Н.Е. История пивоварения и культура потребления пива в Чувашии // Чувашский национальный музей: Люди. События. Факты (1993-2000): Сборник статей, посвященных 80-летию музея. Чебоксары: ЧНМ, 2001. С. 55.

[10] Национальный рецепт чувашское пиво http://ретро-рецепты.рф/board/rossija/chuvashskaja_kukhnja/chuvashskoe_pivo_chavash_sari/5-1-0-58

[11] ПМА. С. Веселовка Федоровского района. 2022 г.

[12] Полевые материалы И.Г. Петрова. С. Суук-Шишма Кармаскалинского района РБ.

[13] Полевые материалы И.Г. Петрова. С. Суук-Шишма Кармаскалинского района РБ.

[14] Там же. 

Лица, имеющие отношение к ОНКН
Петров Игорь Георгиевич, кандидат исторических наук, исследователь чувашей Башкортостана.
Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.
Сведения о действиях над/с ОНКН

Проходит традиционный республиканский праздник «Кер сари» («Осеннее пиво»). Организатором мероприятия является Чувашский историко-культурный центр с. Суук-Чишмы Кармаскалинского района. Праздник является своего рода смотром чувашских фольклорных ансамблей. В программе праздника экскурсия в историко-культурный центр села Суук-Чишма при «Доме Дружбы народов» в Республике Башкортостан, где имеется выставка чувашского костюма, народно-прикладного искусства. В фойе клуба оформляется выставка чувашского национального напитка «сăра», где коллективы представляют свои напитки «Сăра» и чувашскую кухню. Программа включает конкурс чувашских обрядов – «Кӗрсăри», который представляет обряд с использованием местного фольклора.

Предметы, связанные с объектом
Деревянная традиционная посуда. Чуваши Куюргазинского района во время праздника пива используют сувенирные расписные башкирские чаши продукции производственного объединения ОО «Агидель».
Современное бытование

Бытование и воспроизводство традиций в чувашских селениях Башкортостана. 

Историческое бытование
Чувашские селения Республики Чувашия и других регионов России, в которых население сохраняет языческие верования.
Источники информации

Иванов А. Чувашский праздник синьзя и полевое моленье о дожде и урожае учук // Православный благовестник. 1897. № 15. С. 310–316. 

Иванов В.П., Матвеев Г.Б., Салмин А.К., сост. Традиционное пивоварение и ритуалы потребления пива. Приложение // Культурные традиции а условиях трансформации общества: материалы научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения Н.В. Никольского. Чебоксары: ЧГИГН, 2011. С. 233-245.

Культурные традиции а условиях трансформации общества: материалы научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения Н.В. Никольского. Чебоксары: ЧГИГН, 2011. 248 с.

Наумов Н.Е. История пивоварения и культура потребления пива в Чувашии // Чувашский национальный музей: Люди. События. Факты (1993-2000): Сборник статей, посвященных 80-летию музея. Чебоксары: ЧНМ, 2001. С. 53-56.

Никитина Т. Юльтимимировкăри учук [Юльтимировский учук] // Урал сасси. 2005. 21 июня (на чув. яз.); Степанов И. Ырă туйăмпа, уҫă кăмăлпа йĕркеленекен уяв [Праздник, который проводится доброй и открытой душой] // Урал сасси. 2008. 7 авг. (на чув. яз.) и др.

Петров И.Г. Полевое моление учук некрещеных чувашей деревни Юльтимировка Бакалинского района Республики Башкортостан (по материалам экспедиций 2010, 2014 гг.) // Документы и материалы по истории и этнографии народов Южного Урала. Вып. 1 / отв. ред. Ф.Г. Галиева. С. 113-172.

Петров И.Г. Чуваши // Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002. С. 173–218.

Петров И.Г. Чуваши: популярный очерк этнической истории и традиционной культуры. Уфа, 1994.

Петров И.Г., Садиков Р.Р. Полевое моление учук некрещеных чувашей д. Юльтимировка Республики Башкортостан // Н.В. Никольский и чувашская гуманитарная наука ХХ века: мат-лы конф., посв. 125-летию ученого. Чебоксары, 2005. С. 198–203.

Рецепты пивоваров. Как в Чувашии варят пивоhttps://chv.aif.ru/dosug/hobby/hmelnoy_kray_vsyo_o_nacionalnom_napitke_chuvashey (Дата обращения: 26.05.2022).

Садиков Р.Р., Петров И.Г. Моление учук некрещеных чувашей Бакалинского р-на Башкортостана // Актуальные проблемы чувашского языка и литературы: Сб. мат. Всеросс. научно-практ. конф. 25–27 ноября 2004 г. Стерлитамак, 2004. С. 140­–147.

Салмин А.К. Народная обрядность чувашей. Чебоксары: ЧГИГН, 1994. 339 с.

Салмин А.К. Система религии чувашей. СПб.: Наука, 2007. 654 с.

Салмин А.К. Учук – праздник чувашского крестьянства // Крестьянство в российских трансформациях: исторический опыт и современность: мат-лы III Всерос. Межрегиональной конф. историков-аграрников Среднего Поволжья (Ижевск, 17–19 окт. 2010 г.). Ижевск, 2010. С. 386.

Сергеева Е.В. Традиционная кухня и застольный этикет чувашей. Историко-этнографическое исследование по материалам этнографической группы низовых чувашей. Чебоксары: Фонд историко-культурологических исследований им. К.В. Иванова, 2015. 172 с.

Учук. URL: https://www.youtube.com/watch?v=abaMd1qm5jk (дата обращения: 01.05.2022).

Числова Н. Йăла пӱрнеске мар, хывса пăрахаймăн [Обряд не наперсток, просто так не выкинешь] // Урал сасси. 2002. 28 марта (на чув. яз.).

Чуваши / отв. ред. В.П. Иванов, А.Д. Коростелев, Е.А. Ягафова. М., 2017. Серия Народы и культуры.

Чуваши Приуралья: культурно-бытовые процессы / авт.: В.П. Иванов, М.Г. Кондратьев, Г.Б. Матвеев, И.Г. Петров, А.А. Трофимов, Г.Ф. Трофимов. Чебоксары, 1989.

Ягафова Е.А., Петров И.Г. Сурхури: новогодние праздники в традиционной и современной обрядности чувашей // Самарский научный вестник. 2016. № 2(15). С. 130–135.

Ягафова Е.А. Чуваши Урало-Поволжья: история и традиционная культура этнотерриториальных групп (XVII – начало ХХ в.). Чебоксары, 2007.

Ягафова Е.А. Праздники и обряды чувашей на рубеже ХХ–ХХI вв. Самара: СГСПУ, 2016. 179 с.
Сведения об особенностях
Состояние бытования

В наши дни домашнее пиво по-прежнему популярно, о чем свидетельствует не только современный рацион питания, но и наличие республиканского праздника «Кӗр сӑри» (Осеннее пиво). В прошлом это был обряд, связанный с поминовением усопших. Издревле чуваши его проводили после уборки урожая, главным атрибутом было пиво. Но в последние годы ритуал превратился в фестиваль с концертом самодеятельных коллективов. Сохраняется разнообразие рецептов благодаря передаче из поколения в поколение. 



Исключительность/ценность
Представляет собой уникальное явление, которое важно для сохранения этнолокальных культурных традиций. 


Способы передачи традиции
Передается из поколения в поколение на протяжении многих поколений.


Форма бытования

Аутентичная



Этнологический аспект
Этническая история чувашей Башкортостана обусловила расселение в разных районах и формирование внутри нескольких этнокультурных вариантов. В прибельской группе выделяются северная или кармаскалинская (Кармаскалинский, Уфимский районы), центральная или ишкаинская (Аургазинский, Давлекановский, Стерлитамакский, Ишимбайский и др. районы), косяковская, южная или верхнебельская) подгруппы (Куюргазинский, Федоровский районы). Несмотря на этнокультурное разнообразие традиция употребления пива является общераспространенной. Кроме пива чуваши пьют чай из трав (душица, зверобой, мята, клевер, листья смородины или яблони, липовый цвет), квас, медовуху (симпыл, пыл), медовую бражку (кăрчама), самогон (сăмакун, кăмăшка). С начала XIX в. стали в селениях, которые имели тесные контакты с русским, татарским и башкирским населением или находились недалеко от городов, стали пить привозной чай. Под влиянием башкир и татар среди чувашей Башкортостана утвердилась традиция потребления чая с молоком, а кое-где – приготовление и потребление кумыса из кобыльего молока (кăмăс)[1].


[1] Петров И.Г. Чуваши…



Исторический аспект

Как пишет Н.Е. Наумов[1], пиво имеет давнюю историю. Еще на клинописных таблицах шумер (5 тыс. лет тому назад) было написано: «Не знать пива - не знать радости». В Иране напиток из хмеля употребляли поклонники зороастрийской религии (VП-VШ вв. до н.э.). Упоминание об этом напитке содержится в египетских и переднеазиатских источниках IV-III вв. до н.э. Римляне называли его напитком скифов и германцев, и пили в VII в. до н.э. вместо вина. В древнегреческих источниках говорится о напитке, используемом такими «варварскими» народами, как египтяне, фракийцы, фригийцы, армяне и другие.

Историки указывали о потреблении пива сабирами (проточуваши) в государстве Великая Булгария на Северном Кавказе (IV-VII вв.), серебряными булгарами и суварами (чуваши) в государстве Волжская Булгария (VIII-XIV вв.). Проточувашские племена обитали рядом с народами Ирана и Индии еще в I-IV веках н.э. Если считать эту дату началом отсчета времени потребления пива предками современных чувашей, то возраст чувашского пива 19 веков[2].



[1] Наумов Н.Е. История пивоварения и культура потребления пива в Чувашии // Чувашский национальный музей: Люди. События. Факты (1993-2000): Сборник статей, посвященных 80-летию музея. Чебоксары: ЧНМ, 2001. С. 53-56.

[2] Там же. С. 53.



Социологический аспект
Сохранности этнической культуры чувашей Башкортостана способствует их расселение преимущественно в сельской местности в прошлом и настоящем. В 2010 г. было 107450 чувашей (2,7% доли населения республики), в том числе 57,1 % проживало в сельской местности. В 1979 г. доля сельского населения составляла 66,1%.


Лингвистический аспект
Чувашские лингвисты, изучая терминологию, связанную с пивоварением, предположили, что технологию приготовления пива чуваши восприняли от южных народов. Чувашские слова созвучны с аналогичными словами, относящимися к пиву у персов и народов Индии. Примеры: сара (чув. «пиво»), сура (др. инд. «хмельной налиток»); сура деви (богиня пива у индийцев). У народов Индии и Персии в языке встречается слово халага (первичный закислитель, ср. с чув. кулакка - пивные дрожжи).