Башкирский народный танец «Баик» («Байыҡ»)

Категория объекта:
хореографические формы
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
19.12.2018
Номер объекта:
01-010
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

Башкирский народный танец "Баик" ("Байыҡ"). Архивное видео


Размер файла: 10.1 MБ

Башкирский народный танец "Баик" ("Байыҡ"). Исполняет Мухамет Идрисов.


Размер файла: 5.5 MБ

Описание

Старинный башкирский танец первоначально исполнялся во время эпических представлений. Танец, в котором достоинство и доблесть пожилого воина сочетаются с лукавством и удалью, исполняется немолодым танцовщиком, с юмором изображающим то ловкого юношу, то воина-наездника, то старика, много повидавшего в жизни, но не утратившего бодрости и оптимизма.

Справочная информация

Описание

По преданию, возникновение танца связано с именем Баик Айдара, который посвятил его башкирским воинам-победителям, вернувшимся с Отечественной войны 1812 года. Первоначально танец носил героико-эпический характер, существовал в синкретическом единстве поэтического текста, музыки, элементов драматической игры и пантомимы. С ХIX века, после исполнения его Баик сэсэном, выделился в самостоятельный жанр, утратив связь с эпосом, на профессиональной сцене появился в 30‑е годы ХХ века в исполнении Г. Г. Ушанова, создавшего оригинальную версию танца. Ныне существуют несколько вариантов танца, но неизменно создание образа пожилого мужчины, не утратившего оптимизма в пожилые годы.

Сначала он исполнялся вместе с песней, но затем танец выделился в самостоятельный жанр, утратив связь с соответствующим текстом. Исполняют его обязательно пожилые мужчины, а если танцуют молодые, то подражают долго пожившему и немало повидавшему на своем веку человеку, не утратившему с годами живости, энергии, оптимизма. А самое главное  исполнителю должно быть присуще чувство юмора, то есть одно из основных качеств легендарного Баика.

Известны различные варианты танца «Ҡарт Байыҡ» (Старый Баик), «Ушан Байығы» (Ушановский Баик), «Урман Байығы» (Лесной Баик) – связаны со своеобразным танцевальным рассказом бывалого старика о своих и чужих военных подвигах, о былом молодчестве.

В XVIII в. танец исполнялся с песней, а уже в концу XIX – начале XX вв. в танцах появляются новые имена, движения, образы. В них проникают такие движения, как маршевый шаг, «отдавание чести», удары пятками в знак готовности исполнения приказа. Все эти движения были связаны с военным бытом русской армии. Постепенно изменяется и характер танца. Вернувшиеся из военных походов башкиры в танцах и песнях рассказывали односельчанам о своих подвигах и боевых сражениях. Рассказы эти повторялись, вызывая слезы и радость односельчан. Бывшие батыры старели, их телодвижения, изображающие джигитовку, становились все смешнее, и, наконец, эти рассказы превращались в своеобразную танцевальную форму. Так, зарождался импровизированный рассказ-танец исторического содержания, закрепившийся также за пожилыми исполнителями. Танец постепенно утратил связь со старинными эпическими песнями. Напротив, в нем стали преобладать комические четверостишия, произносимые нараспев, различные остроумные реплики, веселые прибаутки. Исполнитель «Баика» постоянно балагурил.

Танец начинается после своеобразной подготовки исполнителя. Танцор неторопливо идет по кругу, вытирает платком лицо, засучивает рукава, заправляет одну полу зиляна за пояс с правой стороны. Затем танцор идет «переменным ходом» по кругу, движения по кругу чередуются с дробями в центре площадки. В танце есть такие движения, как "игра плеч"  "ҡулбаш һикертеү", мелкое переступание вбок по диагонали – "ҡыйғылатып баҫыу", резкое попеременное откидывание полов зиляна – "елән елпетеү", подражание бегу коня – "ат сабыу".

Танцор сопровождал свой танец репликами:

Бишмәтеңдә бишләр төймә,

Ниңә элгеләмәйһең?

Арабыҙ ҙа йыраҡ түгел,

Ниңә килгеләмәйһең?

Әнә шулай ҡыҙҙырып,

Күн табанын туҙҙырып!

Туҙһа туҙһын табаны,

Ҡалыр әле дағаһы!

Һайт, һайт, ҡарт Байыҡ,

Бейеүҙәрең бик лайыҡ!

Ашап, эсеп, уйнап, көлөп

Хәҙер инде ҡартайҙыҡ!

 

На твоем бешмете пять пуговиц,

Почему не застегиваешься?

Живем мы недалеко друг от друга,

Почему не приходишь?

Вот так танцуй азартно,

Пусть изнашиваются кожаные подошвы!

Износятся – так износятся,

Останутся же подковы!

Хайт, хайт, старый Баик!

Очень хорош твой танец!

Мы веселились в свое время,

Теперь уже состарились!

Техники/Технологии, связанные с объектом

Наименование: Танец под аккомпанемент курая (сопровождается репликами и четверостишиями)

Краткое описание:Танец состоит из 6 фигур, по 16 тактов каждый. Музыкальный размер. Темп средний.

1-ая фигура: 16 тактов. На первую половину мелодии танцор исполнил «переменный ход» по кругу. Правая рука была поднята вверх, левая, сжатая в кулак, лежала на поясе. На счет «раз» танцор сделал небольшой шаг правой ногой вперед, на счет «и» подставил левую ногу к пятке правой, на счет «два» сделал небольшой шаг правой ногой вперед, на счет «и»  пауза. Движение продолжил с левой ноги по 6-й позиции (1-8 такты). Затем Габитов исполнил дроби, горделиво выставляя вперед то правое, то левое плечо. Руки на поясе, ноги в 6-й позиции (9-16 такты).

2-ая фигура. 16 тактов. Танцор «дробным ходом» продвинулся назад (1-4 такты). На счет «раз» с ударом поставил правую ногу назад в 4-ю позицию, на счет «и» с ударом стукнул пяткой, затем стопой левой ноги впереди правой, на счет «два» притопнул на месте правой ноги, на счет «и»  пауза. Движение продолжается с левой ноги. Руки были на поясе, под камзолом. Затем простыми шагами танцор прошелся по небольшому кругу (5-8 такты). На вторую половину мелодии танцор исполнил движение, которое назвал «сикәләү». На счет «раз» сделал небольшой шаг вперед правой ногой, пятка левой поворачивается влево, на счет «и»  пауза, на счет «два»  небольшой шаг левой ногой вперед, одновременно пятка правой поворачивается вправо. Движение исполняется на полуприседании, корпус прямой, чуть направлен вперед. На счет «раз»  исполнитель откидывал левой рукой левую полу камзола, на счет «два»  правой рукой правую полу камзола (9-16 такты).

3-я фигура. 16 тактов. Темп музыки убыстряется. Сделав четыре больших шага к кураисту (1-2 такты), танцор произнес: «Побыстрее нельзя ли?» («Ҡыҙыуыраҡ булмаҫмы?»). Затем исполнил «дробный ход» по кругу. На счет «раз» сделал шаг с ударом правой ногой впереди левой и сразу вытянулся на полупальцы. Одновременно левая отделилась от пола. На счет «и» с ударом опустил пятку правой на пол и ударил пяткой левой ноги впереди правой. На счет «два» притопнул ступней левой ноги впереди правой, на счет «и» с ударом поставил правую ногу впереди левой. Движение продолжается с левой ноги (3-8 такты). Остановившись в центре, танцор исполнил движение «ход на носках»: сначала влево, затем вправо. На затакт с ударом поставил правую ногу на пятку, затем на всю ступню у носка левой ноги, на счет «раз» притопнул левой ногой на месте, на счет «и» исполнил шаг влево на полупальцы правой ноги, накрест левой, на счет «два» сделал небольшой шаг влево на полупальцы левой ноги, на счет «и»  сделал небольшой шаг влево на полупальцы правой ноги. Дробное движение исполнил только в начале движения. Ноги в 6-й позиции (8-12 такты). Это же движение танцор исполнил в другую сторону (13-16 такты). При исполнении хода влево танцор правой рукой поправлял головной убор, при продвижении вправо – левой (плавный взмах снизу вверх, ладонь обращена к лицу).

4-ая фигура. 16 тактов. Танцор, подняв голову, улыбаясь, исполнило движение "иноходь"  "юрға йөрөшө" по кругу. На счет «раз» правая нога с ударом становится на носок впереди левой – и сразу же отделяется от земли, на счет «и» эта же нога с ударом становится на полную ступню левой, на счет «два», «и» такой же шаг вперед с ударом носка и ступни исполняется с левой ноги. Габитов Ф. Т. пояснил, что «у лошади четыре ноги и чтобы изобразить ее ход, надо шагать сначала с носка, затем ступать всей ступней». Движение исполняется по 6-й позиции (1-8 такты). Затем, прыгая на одной ноге, другую танцор с легкими движениями проводил то вперед, то назад, завершая движение двумя притопами. 1-й такт: на счет «раз» сделать шаг правой ногой вперед, на счет «и» левая с легким мазком у носка правой вытягивается вперед, на счет «два» подпрыгнуть на правой ноге, левая с легким мазком возле носка правой ноги (с внешней стороны) сгибается накрест правой. 2-й такт. На счет «раз» невысоко подпрыгнуть на правой ноге, на счет «и» опустить с ударом левую ногу (внешней стороной стопы) у носа правой, на счет «два» еще раз притопнуть на полную стопу левой ноги у носка правой, на счет «и»  пауза. Движение продолжается с другой ноги. Руки были раскинуты в стороны (9-16 такты).

5-ая фигура. 16 тактов. Танцор, стоя на месте, провел тыльной стороной ладони по лицу, изображая усталость (1-2 такты). Затем, тяжело покачиваясь, исполнил «переменный ход» (3-7 такты), завершил движение дробью на полных ступнях (төйөү). На затакт топнул ступней правой, затем левой ноги, на счет «раз» топнул правой ногой, на счет «и» левой, на счет «два» – правой. Правая рука ладонью касается груди, левая тыльной стороной ладони «поддерживает» спину (8 такт). Плечи тяжело приподнимаются и опускаются, глаза полузакрыты. Резко присев, танцор начал медленно кружиться на месте, потряхивая возле лица правой полой камзола. Левая рука опущена вниз. Корпус наклонен вправо. Повороты исполнялись влево на носках – «аяҡ осонан өрөлөү». На счет «раз» танцор поставил правую ногу на носок перед левой, на счет «и» переступил на полупальцы левой ноги, поставив ее влево, на счет «два» поставил правую ногу на полупальцы накрест левой, на счет «и» поставил левую ногу на полупальцы влево (9-12 такты). Затем исполнил поворот вправо. Корпус наклоняется влево, танцор потряхивает левой полой камзола возле лица, правая рука опущена (13-16 тактов).

6-ая фигура. 16 тактов. Исполнитель идет вперед простыми шагами, снова бодро размахивая руками и улыбаясь (1-4 такты), переходит на энергичный «переменный ход» (5-8 такты) и завершает танец дробями ("тыпырлау", "төйөү") (9-16 такты). Корпус прямой, руки на поясе. Завершая дробь, чуть подпрыгнул и поклонился кураисту.

Источники сведений
  1. Нагаева Л. И. Танцы восточных башкир. М., изд-во «Наука», 1981.
  2. Гаскаров Ф. А. Башкирские танцы. Уфа, 1958.
  3. Башкирская народная хореография. Уфа, 1995.
  4. Башкортостан. Краткая энциклопедия под ред. Р. З. Шакурова. Уфа, изд-во: "Башкирская энциклопедия", 1996.
  5. Башkорт халыk ижады: Эпос. 3-сө китап. Өфө, 1982. 
  6. Башҡорт әҙәбиәте тарихы, 6 томда, 1 том. Өфө, 1990.
  7. Очерки по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин В. Л. Уфа, изд-во: Китап, 1994.
  8. Сказительское и литературное творчество Мухаметши Бурангулова. Уфа, 1992.
  9. Башкирское народное творчество. Т. 10: Исторический эпос. Уфа, 1999.
  10. Асфандияров А. З. История сёл и деревень Башкортостана. Кн.9. Уфа, 2001.
Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Нагаева Лидия Исламовна

Тип ответственности: Исследователь

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр народного творчества» Подразделение:Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Сведения о действиях над/с ОНКН

Тип действия: Сохранение

Наименование действия: Сохранение и передача народных традиций исполнительской манеры мужской пляски

Исполнитель: Носители традиций

Метод действия: Мастер-класс

Современное бытование
Российская Федерация, Республика Башкортостан
Историческое бытование
Танец записан в 1976 году по показу Габитова Фатиха Габитовича, 1908 г. р., башкира, уроженца деревни Азналкино Белорецкого района. Габитов известен в деревне как хороший танцор и музыкант. Под протяжные звуки курая Габитов Ф. Г. вышел на середину площадки. Медленно засучивая рукава, подошел к кураисту. Лицо исполнителя преобразилось, словно это был не пустой двор, а наполненный народом праздничный майдан. Танцуя, он смотрел вокруг, улыбаясь то лукаво, то снисходительно. Круговые ходы сменялись энергичными дробями, обращениями или поклонами кураисту. Движения были то размеренные, тяжеловесные, то быстрые, легкие. Юмористическими движениями танцор изображал усталость, «сушение пота»  «тир киптереу» и др.
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Сценическая форма, ориентированная на авторское развитие.


Исключительность/ценность
Танец был посвящен башкирским воинам-победителям, вернувшимся с Отечественной войны 1812 года. Выдающийся поэт-импровизатор, певец, танцор, а также храбрый воин, меткий стрелок, прославленный дипломат, борец за справедливость и свободу – Баик Айдар сохранил в истории и памяти народа вклад башкирских воинов в победу над Наполеоном, прославляя единение братства всех народов Российской империи.


Способы передачи традиции

Реконструированная форма, возвращенная в традиционную среду бытования.

До ХIX века передавался из поколения в поколение естественным путем при бытовании в традиционной среде. Затем танец выделился в самостоятельный жанр, утратив связь с эпосом. В 30‑е годы ХХ века народный и заслуженный артист Башкирской АССР Г. Г. Ушанов создал оригинальную версию танца, выпущенную на профессиональную сцену.



Форма бытования

Бытование связано c:

1) Cобытие: Республиканский телевизионный конкурс исполнителей башкирского танца «Байык», Республиканский детский конкурс башкирского танца «Баик» среди исполнителей от 3 до 15 лет, народный праздник сабантуй, свадьбы

Место бытования реконструированной формы ОНН: Республика Башкортостан, Кугарчинский район

2) Событие: проведение Республиканского телевизионного конкурса исполнителей башкирского танца «Байык», ежегодно

Организатор: администрация муниципального района Кугарчинский район

Место бытования: Республика Башкортостан, город Уфа

3) Событие: Проведение Республиканского детского конкурса башкирского танца «Баик» среди исполнителей от 3 до 15 лет, ежегодно

Организатор: Башкирское спутниковое телевидение

Место бытования: Республика Башкортостан, муниципальные районы и городские округа

4) Событие: Народный праздник сабантуй

Организатор: администрации муниципальных образований

Используемые в празднике элементы ОНН и другие:

  • Мужской костюм
  • Форма бытования
  • Танец


Этнологический аспект
Пластика башкирского танца сложилась в глубокой древности. Воинственность башкир, а также скотоводческий образ жизни отразились в народной хореографии  это мужественный воинственный жест, гордая осанка, энергичные дроби и частые плясовые ритмы мужского танца. Подражательный характер танца отражался в имитировании скачек, понукании, подергивании поводьев, размахивании плетью.


Исторический аспект
Баик Айдар (башк. Байыҡ Айҙар; 1 декабря 1710  1 октября 1814 известный башкирский поэт-импровизаторсэсэн, певец, борец за справедливость и свободу башкирского народа, сын тархана Байназара. Участвовал в башкирских восстаниях 1735-40-х и 1755-56-х годов, затем, преследуемый царскими карателями, скрывался в казахских степях. По возвращении в родные места призывал башкир к участию в Крестьянской войне 1773-75-го гг. Несмотря на преклонный возраст (102 года), сэсэн своими стихами «Появление Баик-сэсэна вновь, разъяснение народу чувства братства» напутствовал башкирских батыров, отправлявшихся на защиту России во время Отечественной войны 1812 года. По окончании войны встречал вернувшихся на родину победителей прославляющей их песней, впоследствии получившей название «Баик». Поэтическое наследие Баик Айдара включает не только айтыши, кубаиры, поэтические обращения, песни, но популярный танец «Баик» («Байыҡ»).


Социологический аспект
Это старинный танец, носивший героико-эпический характер, рассказывал об исторических личностях, их подвигах, почестях. Отсюда и особенность танца – его исполняют только пожилые мужчины, которые посредством танца передавали молодому поколению историю, рассказывали о видных воинах, исторических личностях, описывали их подвиги, показывая движениями моменты сражений и битв. Эпические танцы были основаны на фактах реальной жизни башкир, и имена башкирских батыров (Алдар, Кусим, Кара-сакал и другие) также были реальными.


Лингвистический аспект
Старинный башкирский танец, рассказывающий об удали и отваге башкирских воинов в военных походах, приобрел имя поэта-импровизатора после того, как он приветствовал им воинов-участников Отечественной войны 1812 года.