Башкирский народный танец с бочонком (башк. «Тәпән менән бейеү») в Абзелиловском районе Категория объекта:
хореографические формы
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
30.09.2025
Номер объекта:
20-008
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным этнокультурным достоянием Республиканского центра народного творчества
Тәпән бейеүенән күренеш, "Йәшлек" халыҡ бейеүҙәре ансамбле, Асҡар ауылы (2025)Тәпән менән бейеүҙең техникаһы. Гүзәл Асадуллина һөйләй. Асҡар ауылы (2025)Гөлнур Мәмлиева менән кадрҙар. Тәпән бейеүе хаҡында һөйләүсе информант (Тәпән бейеүе үҙе яҙылмаған, 2008 йылғы яҙма)ОписаниеТанец записан Р.А. Султангареевой в 1995 г., затем 2008 г. по рассказу Г.Х. Мамлеевой (1931 г.р.) в дер. Тал-Кускар Абзелиловского района РБ. Относится к обрядовым танцам.Справочная информацияОписание
Про
воспоминания о танце она говорит так: «Танец “Тәпән”* великолепно танцевал мой дядя Иргали
Игбердин. Заполнял кумысом
бочонок, вешал на его край черпак, всё ставил на голову и танцевал! Такие
повороты, притопы, приседания выделывал, а в бочонке кумыс и не плескался!
Тәпән сидел как пригвоздённый. Раньше так и испытывали мастерство танцора: если
сумеет с усаженным на голове полным бочонком танцевать, то он и есть настоящий
мастер! Считалось, что такой танец способствует увеличению благ, пищи,
здоровья. Но запрещалось поднимать на голову пустую посуду. “Башың Тәңрегә
терәлә (Голова упирается об Бога Тенгри)”, - говорили в старину. А пища (ризыҡ),
если находится на голове, то значит, усиливала свою силу, значение». Техники/Технологии, связанные с объектом
Г. Мамлеева показывает танец следующим образом: Фигура 1. В начале танцор переменным шагом проходит по кругу и в конце
мелодии делает притоптывания. Шаги он делает скользящие, плавные, голову и
спину держит прямо, не наклоняет. На второй половине мелодии останавливается в
центре и делает дроби. Фигура 2. Руки на поясе и делает громкие дроби на месте (якобы,
готовится кумыс делать). Фигура 3. Проходит переменным шагом, слегка взмахивая правой рукой,
левую держит на поясе. Делает кружения на месте. Фигура 4. Идет по кругу, левой рукой делает частые по ритму мелодии
взмахи, правая рука – на поясе. Кружения частые, быстрые, как будто пахтание
кумыса производит. Фигура 5. В следующем такте музыки на месте продолжает дробь и,
постепенно разводя ноги в стороны, продолжает также дробушки. По ходу этого
движения постепенно сам приседает. Таким образом как бы делает ниже свой рост.
Танцор “приседает” и окружающим появляется возможность посмотреть напиток и
кумыс “попить”. После танца, считалось, напиток в бочонке
приобретал целебные качества и превращался в крепкий кумыс (ҡеүәтле ҡымыҙ).
Гульнур Мамлеева продолжает рассказ: «Этот танец Иргали-ага исполнял на всех
больших йыйынах и приводил всех в восторг. В Самаре в 1922 г. состоялся большой
фестиваль-праздник-йыйын. За мастерское исполнение танца ему и танцору Бахтияру
подарили красные штаны и хромовые сапоги. В деревне говорили, что скрип этих
сапог был слышен с другого конца села. Они вдвоем специально проходили вдоль
села в этих сапогах. Сочинили по этому случаю такмак. Бахтияр и Иргали-агай с
удовольствием танцевали на этот такмак: Беҙҙең яҡтың
бейеүсеһе – Уңған егет Бәхтийәр! Бейей-бейей итек
алған Бэхтийэргэ кем етэр? Һa! Һa! Һa! Oһ! Oһ! Oһ! Танцор наш знаменитый – Ловкий егет Бахтияр! За танец получил сапоги – Кто сможет так, как Бахтияр? Бәхтиәргә кем етэр? Һамар барып,
майҙан тотоп, Хыром итектәр алған. Беҙҙең оҫта бейеүселәр Ана шулай дан алған. Һa! Һa! Һa!
Оһ! Oһ! Oһ!
Кто сможет так, как Бахтияр? В Самаре на йыйыне Выиграл хромовые сапоги. Наши мастера - танцоры Вот так славными стали, Ана шулай дан алған! Вот так славными стали!
Иргэлемән [менән]
Бәхтийәрҙең Бәйгеһе кемгә тейәр? һамар барып, итек
алған Әле кемдәргә тейгән?!
Әле кемдәргә тейгән?!
Һa! Һa! Һa! Oһ!
Oһ! Oһ!
Как у Иргали и Бахтияра призы Кому еще достанутся? В Самаре заполучить сапоги – Кому так еще
удается?! Кому так удается?! Под этот такмак часто танцевали сами Иргали-агай и
Бахтияр-агай. Сколько танцевали – столько куплетов сочиняли. Остальные
позабыла. Бахтияр-агай и Иргали-агай поочередно хлопали руками по сапогам». Источники сведений
Султангареева Р.А. Танцевальный
фольклор башкир. – Уфа: Гилем, Башк. энцикл., 2013. – С. 40-41.
Сведения об особенностях
Исторический аспект
История
изучения башкирской народной хореографии восходит к XVII-XIX вв. и связывается
с описаниями, фиксациями, сделанными русскими учеными-путешественниками И.И.
Лепехиным (1740-1802), С.И. Руденко (1885-1969) , П.С. Палласом (1741-1811) ,
Р.Г. Игнатьевым (1818-1886) и др. Танец, записанный ими фрагментарно,
представляется как сложный функциональный комплекс, характеризующий природу
башкирской народной традиционной культуры. Единство
слов+идеи+действ+смыслового телодвижения+мелодии – это свойство, определяющее
этническую природу, драматургичность башкирской народной хореографии.
Синкретичность, как традиционный жанровый стиль, маркирует обрядовые
(свадебные, охотничьи, трудовые, магико-целительные), эстетические,
развлекательные («Ҡара-ҡаршы» / «Лицом к лицу»), «Өс таған» / «Треножник», «Өс
бүкән» / «Три пня», «Орсок» / «Веретено»), исторические («Байык» / «Баик»,
«Перовский», «Султанаков») танцы. Истоки этого метода создания танца восходят к
глубокой древности, когда язык жестов был языком общения и передачи информации.
Триединство различных жанровых элементов (слово, напев, телодвижения) свидетельствует
об уникальности и самобытности этого искусства. Начало
собирания, исследования башкирской народной хореографии приходится к 1960-м гг.
и связано с деятельностью Файзи Адигамовича Гаскарова (1912-1984), первого
выдающегося башкирского хореографа, лауреата премии БАССР им. Салавата Юлаева
(1967), заслуженного деятеля искусств РСФСР (1955) и БАССР (1944), который не только
собирал, но и инсценировал фольклорные танцы. Он создал
интереснейшие образцы героических, игровых, лирических танцев. Для своих
произведений Файзи Гаскаров всегда выбирал темы и сюжеты, ярко отражающие
народные обычаи, поэтические традиции. Он отбирал наиболее типичное в народном
танце и стремился по-новому интерпретировать его, обогащая традиционную основу
оригинальными, изящными композициями. Каждый его танец поражал достоверностью и
самобытностью[1]. Поставленные
на основе народных легенд, игр, обрядов, жизненных событий танцы («3аhиҙә» /
«3агида», «Өс туған» / «Три брата», «Гөлнәзирә» / «Гульназира», «Ете ҡыҙ» /
«Семь девушек», «Бесәнселәр» / «Косари» и др.) составили золотой фонд мирового
танцевального искусства и поныне являются знаковыми украшениями самых
ответственных концертов. Благодаря
системной и плодотворной деятельности Лидии Исламовны Нагаевой были созданы
фундаментальные труды «Танцы восточных башкир» (М., 1981), «Башкирская народная
хореография» (Уфа, 1995), а также пособия, множество научно-методических разработок
по народной хореографии. Будучи не только ученым, но и профессиональной
исполнительницей, ею было поставлено большое количество народных танцев, открывших
миру их новые грани и особенности («Ҡабырсаҡ» / «Ракушки», «Тимербайҙың улдары»
/ «Сыновья Тимирбая» и др.). Особый
вклад в исследование башкирских народных танцев внесла доктор филологических
наук, профессор Розалия Асфандияровна Султангареева. Например, в книгах «Башҡорт халыҡ бейеүе» (Өфө, 2009, в сосост.
с Г. В. Баймурзиной), «Танцевальный
фольклор башкир» (Уфа, 2013) даются комплексные описания
башкирских фольклорных танцев, записанных автором-составителем в 2005 – 2013
гг. преимущественно в юго-восточном, восточном районах Республики Башкортостан.
В процессе собирания танцев Р.А.
Султангареевой использовался метод опроса-беседы и фиксации танца информанта:
выявлялись семантика жестов, народной плясовой терминологии, лексики,
словесный, мелосный компоненты, фиксировались песни, такмаки, региональные особенности
языка, костюмов и т. д., также составлялось портретное, родовое описание танцора,
его наследственные особенности, характер, приверженность к традициям и т. д. |