Обычай заготовки домашней лапши в с. Воскресенское Мелеузовского района

Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
30.09.2025
Номер объекта:
20-006
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным этнокультурным достоянием Республиканского центра народного творчества

Описание

Обычай заготовки домашней лапши в с. Воскресенское Мелеузовского района Башкортостана сохранился как память о событиях XVIII-XIX вв., когда мужское население села выезжало на Каргалинские медные рудники (Оренбургская губ.). Для пропитания по пути следования и по месту проживания на рудниках в большом количестве они брали сушёную яичную лапшу с разными ингредиентами (укроп, морковь, помидоры, лук, чеснок). По легенде однажды рабочие, лишь на полпути до Каргалов, вспомнили о том, что забыли взять с собой лапшу, несмотря на значительное пройденное расстояние, вернулись домой. После этого рабочих стали называть «лапшатниками». В память об обычае в селе в конце августа проводится гастрономический фестиваль «лапшатники».

Справочная информация

Описание

Село Воскресенское Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне Мелеузовского района Башкортостана) было основано в 1745 г. благодаря появлению здесь Воскресенского медеплавильного завода. В селе находилась контора, обслуживающая все 10 горных заводов, расположенных на территории современного Башкортостана. По материалам И.В. Кучумова, население Воскресенского,  как и многих других заводов (Архангельском, Богоявленском, Верхоторском, Благовещенскмо), занималось хлебопашеством, огородничеством и скотоводством. В начале XX в. на 1 хозяйство в Воскресенском заводе приходилось около 3 голов крупного рогатого скота, 6 овец, 7 коз, 3 свиньи. Мужское население  работало отчасти на Воскресенском заводе, отчасти на Каргалинских медных рудниках (Оренбургская губ.), что в 180 верстах, откуда поставлялась руда для завода. На рудники уходили обычно на полгода в сентябре месяце ежегодно, возвращались домой с подводами лошадей, гружёных  медной рудой. По устным рассказам  населения с. Воскресенское,  в их селе сложилась традиция для пропитания рабочих по пути следования и по месту проживания на рудниках в большом количестве заготавливать яичную лапшу в сушенном виде. Хранили готовую продукцию в холщовых мешках. Чтобы разнообразить вкус и внешний вид лапши, женщины догадались добавлять в тесто разные ингредиенты растительного происхождения, имеющиеся в хозяйстве - укроп, морковь, помидоры, лук, чеснок. Таким образом получалась лапша зелёного либо красного, либо другого оттенка с разнообразной гаммой вкусов. Кроме того, часть лапши могли предварительно обжарить, а лишь затем высушить.

Процесс приготовления был следующий. Рабочие кипятили воду в котлах, в кипящую воду бросали лапшу. Буквальнно через минуту - две можно есть. Отваривали в обычной воде, по возможности в мясном бульоне с добавлением картофеля. По легенде однажды рабочие, находясь на полпути до Каргалов, вспомнили о том, что забыли взять с собой лапшу. Несмотря на значительное пройденное расстояние, они вернулись домой за лапшой. После этого рабочих стали называть «лапшатниками».  В память об обычае в селе в конце августа проводится гастрономический фестиваль «лапшатники», во время которого на кострах в нескольких котлах готовится лапша, проводятся мастер-классы по её приготовлению, в том числе с разными добавками. Зелёный цвет получается за счёт  добавления в тесто пучка укропа,  в наши дни пропускаемого через блендер. Вместо помидоров кладётся томатная паста.

Местные жители гордятся тем, что своего рода «доширак» или «ролтон» они придумали более сотни лет назад.  

Техники/Технологии, связанные с объектом

Аутентичная, но с учётом развития пищевой промышленности и появления нового оборудования. 

Источники сведений

Галиева Ф.Г. Русские Башкортостана. Крестьянский быт, календарные обряды и праздники (конец XIX – начало XXI в.). Уфа: Китап, 2014. 286 с.

Галиева Ф.Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана. Уфа: Гилем, 2012. 164 с.

Нечвалода Е.Е. Традиционная материальная культура русского населения северо-восточных районов Башкортостана. М.: Старый сад, 2016. 299 с.

Русские Башкортостана. История и культура. Сб. научных трудов / В.Н. Самородов, В.С. Горбунов, В.А. Иванов и др.; отв. за вып. В.Я. Второв; Собор русских Башкортостана; Баш. гос. пед. ун-т. Уфа, 2003. 384 с.

Русские Южного Урала. Традиционная культура XIXXX в. / отв. ред. И.И. Шангина. СПб.: ИПЦ СПГУГД, 2018. 350 с.

Кучумов И.В. Русское горнозаводское население Южного Урала XIX – начала XX вв.: историко-этнографическое исследование. Уфа, 1997.

Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом им промышленном отношениях. Уфа, 1859. 472 с.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Галиева Фарида Габдулхаевна, доктор филологических наук, кандидат исторических наук, исследователь русских Башкортостана. 

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.

Предметы, связанные с объектом

Котёл, кухонная посуда.

Историческое бытование

Воскресенский медеплавильный завод Уфимской губернии. 

Сведения об особенностях
Способы передачи традиции

Естественная, через передачу из поколения в поколение.



Форма бытования

Бытовая.



Этнологический аспект

Башкирский край стал родиной для русских переселенцев из многих губерний России – Пермской, Владимирской, Вятской, Тамбовской, Орловской, Воронежской, Рязанской, Нижегородской, Пензенской, Курской, Тульской и других – носителей разных этнокультурных диалектов и традиций. Лишь в Уфимском уезде жили выходцы более чем из 30 губерний. Это обусловило изначальное функционирование многих этнокультурных диалектов русского населения, а впоследствии – их взаимодействие и выработку общего континуума. Вместе с тем, компактное расположение русских селений в северо-восточных районах Башкортостана, численное доминирование в этих селениях вплоть до наших дней, удаленность от промышленных центров способствовали сохранению местных традиций.



Исторический аспект

Первые русские переселенцы –  стрельцы, казаки, дворяне – появились в Башкирии с основанием Уфы во второй половине XVI в. На рубеже XVIIXVIII столетий в крае наблюдался приток старообрядцев; они основали целый ряд селений. Массовое переселение русского крестьянского населения на территорию Южного Урала началось в 30-е – 40-е гг. XVIII в. из северных и поволжских, позднее – центральных и южных губерний России и Сибири. Их занятиями были земледелие, скотоводство, кустарные промыслы, в лесных районах – выделка мочала, изготовление рогож, плетение кулей. Горнозаводское население, сформировавшееся в регионе в XVIII в., совмещало работу на заводах с традиционными видами деятельности.



Социологический аспект

В 1870 г. в Уфимской губернии насчитывалось 895 русских селений, в том числе 39 русско-башкирских, 13 русско-татарских, 13 русско-марийских. В 1926 г. в Башкирской АССР было 4 тыс. однонациональных русских и 300 смешанных селений. Сейчас сложно найти моноэтнические русские селения, большинство стало смешанными и многоконфессиональными. Всего в Башкортостане в 2010 г. русских насчитывалось 1432906 чел. (35,2 % всего населения). Русское население Башкортостана высоко урбанизировано: в городах проживает 83% русских.



Лингвистический аспект

Разнообразие говоров и языковых диалектов русских – выходцев из северных, южных и центральных губерний России.