Обычай заготовки домашней лапши в с. Воскресенское Мелеузовского района Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
30.09.2025
Номер объекта:
20-006
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным этнокультурным достоянием Республиканского центра народного творчества
ОписаниеОбычай заготовки домашней лапши в с. Воскресенское Мелеузовского района Башкортостана сохранился как память о событиях XVIII-XIX вв., когда мужское население села выезжало на Каргалинские медные рудники (Оренбургская губ.). Для пропитания по пути следования и по месту проживания на рудниках в большом количестве они брали сушёную яичную лапшу с разными ингредиентами (укроп, морковь, помидоры, лук, чеснок). По легенде однажды рабочие, лишь на полпути до Каргалов, вспомнили о том, что забыли взять с собой лапшу, несмотря на значительное пройденное расстояние, вернулись домой. После этого рабочих стали называть «лапшатниками». В память об обычае в селе в конце августа проводится гастрономический фестиваль «лапшатники».Справочная информацияОписание
Село Воскресенское
Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне Мелеузовского района
Башкортостана) было основано в 1745 г. благодаря появлению здесь Воскресенского
медеплавильного завода. В селе находилась контора,
обслуживающая все 10 горных заводов, расположенных на территории современного
Башкортостана. По материалам И.В. Кучумова, население Воскресенского, как и многих других заводов (Архангельском,
Богоявленском, Верхоторском, Благовещенскмо), занималось хлебопашеством,
огородничеством и скотоводством. В начале XX в. на 1 хозяйство в Воскресенском заводе
приходилось около 3 голов крупного рогатого скота, 6 овец, 7 коз, 3 свиньи. Мужское население
работало отчасти на Воскресенском заводе, отчасти на Каргалинских медных
рудниках (Оренбургская губ.), что в 180 верстах, откуда поставлялась руда для
завода. На рудники уходили обычно на полгода в сентябре месяце ежегодно, возвращались
домой с подводами лошадей, гружёных
медной рудой. По устным рассказам
населения с. Воскресенское, в их
селе сложилась традиция для пропитания рабочих по пути следования и по месту
проживания на рудниках в большом количестве заготавливать яичную лапшу в
сушенном виде. Хранили готовую продукцию в холщовых мешках. Чтобы разнообразить
вкус и внешний вид лапши, женщины догадались добавлять в тесто разные
ингредиенты растительного происхождения, имеющиеся в хозяйстве - укроп,
морковь, помидоры, лук, чеснок. Таким образом получалась лапша зелёного либо
красного, либо другого оттенка с разнообразной гаммой вкусов. Кроме того, часть
лапши могли предварительно обжарить, а лишь затем высушить. Процесс приготовления
был следующий. Рабочие кипятили воду в котлах, в кипящую воду бросали лапшу.
Буквальнно через минуту - две можно есть. Отваривали в обычной воде, по
возможности в мясном бульоне с добавлением картофеля. По легенде однажды
рабочие, находясь на полпути до Каргалов, вспомнили о том, что забыли взять с
собой лапшу. Несмотря на значительное пройденное расстояние, они вернулись
домой за лапшой. После этого рабочих стали называть «лапшатниками». В память об обычае в селе в конце августа
проводится гастрономический фестиваль «лапшатники», во время которого на
кострах в нескольких котлах готовится лапша, проводятся мастер-классы по её
приготовлению, в том числе с разными добавками. Зелёный цвет получается за
счёт добавления в тесто пучка
укропа, в наши дни пропускаемого через
блендер. Вместо помидоров кладётся томатная паста. Местные жители гордятся
тем, что своего рода «доширак» или «ролтон» они придумали более сотни лет
назад. Техники/Технологии, связанные с объектом
Аутентичная, но с
учётом развития пищевой промышленности и появления нового оборудования. Источники сведений
Галиева
Ф.Г. Русские Башкортостана. Крестьянский быт, календарные обряды и праздники
(конец XIX
– начало XXI
в.). Уфа: Китап, 2014. 286 с. Галиева
Ф.Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана. Уфа: Гилем,
2012. 164 с. Нечвалода
Е.Е. Традиционная материальная культура русского населения северо-восточных
районов Башкортостана. М.: Старый сад, 2016. 299 с. Русские Башкортостана. История и культура.
Сб. научных трудов / В.Н. Самородов, В.С. Горбунов, В.А. Иванов и др.;
отв. за вып. В.Я. Второв; Собор русских Башкортостана; Баш. гос. пед. ун-т.
Уфа, 2003. 384 с. Русские
Южного Урала. Традиционная культура XIX – XX в. / отв. ред. И.И. Шангина. СПб.:
ИПЦ СПГУГД, 2018. 350 с. Кучумов
И.В. Русское горнозаводское население Южного Урала XIX – начала XX вв.:
историко-этнографическое исследование. Уфа, 1997. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в
хозяйственно-статистическом, этнографическом им промышленном отношениях. Уфа,
1859. 472 с. Лица, имеющие отношение к ОНКН
Галиева Фарида
Габдулхаевна, доктор филологических наук, кандидат исторических наук,
исследователь русских Башкортостана. Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр
народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.
Предметы, связанные с объектом
Историческое бытование
Сведения об особенностях
Способы передачи традиции
Естественная, через
передачу из поколения в поколение. Форма бытования Бытовая. Этнологический аспект Башкирский
край стал родиной для русских переселенцев из многих губерний России –
Пермской, Владимирской, Вятской, Тамбовской, Орловской, Воронежской, Рязанской,
Нижегородской, Пензенской, Курской, Тульской и других – носителей разных
этнокультурных диалектов и традиций. Лишь в Уфимском уезде жили выходцы более
чем из 30 губерний. Это обусловило изначальное функционирование многих этнокультурных
диалектов русского населения, а впоследствии – их взаимодействие и выработку
общего континуума. Вместе с тем, компактное расположение русских селений в
северо-восточных районах Башкортостана, численное доминирование в этих селениях
вплоть до наших дней, удаленность от промышленных центров способствовали
сохранению местных традиций. Исторический аспект Первые русские переселенцы – стрельцы, казаки, дворяне – появились в
Башкирии с основанием Уфы во второй половине XVI в. На рубеже XVII–XVIII столетий в крае наблюдался
приток старообрядцев; они основали целый ряд селений. Массовое переселение
русского крестьянского населения на территорию Южного Урала началось в 30-е –
40-е гг. XVIII в.
из северных и поволжских, позднее – центральных и южных губерний России и
Сибири. Их занятиями были земледелие, скотоводство, кустарные промыслы, в
лесных районах – выделка мочала, изготовление рогож, плетение кулей.
Горнозаводское население, сформировавшееся в регионе в XVIII в., совмещало работу на заводах
с традиционными видами деятельности. Социологический аспект В 1870 г. в Уфимской
губернии насчитывалось 895 русских селений, в том числе 39 русско-башкирских,
13 русско-татарских, 13 русско-марийских. В 1926 г. в Башкирской АССР было 4
тыс. однонациональных русских и 300 смешанных селений. Сейчас сложно найти
моноэтнические русские селения, большинство стало смешанными и
многоконфессиональными. Всего
в Башкортостане в 2010 г. русских насчитывалось 1432906 чел. (35,2 % всего населения).
Русское население Башкортостана
высоко урбанизировано: в городах проживает 83% русских. Лингвистический аспект Разнообразие говоров и
языковых диалектов русских – выходцев из северных, южных и центральных губерний
России. |