Художественный свист на бересте в творчестве Юрия Степановича Емельянова из с. Зилаир Зилаирского района Категория объекта:
Народное исполнительство
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
30.09.2025
Номер объекта:
20-005
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным этнокультурным достоянием Республиканского центра народного творчества
Художественный свист на бересте в творчестве Юрия Степановича Емельянова из с. Зилаир Зилаирского района БашкортостанаОписаниеЗвукоизвлечение на бересте в творчестве Ю.С. Емельянова связано с художественными задачами удивить публику, разнообразить и дополнить вокальное исполнение. Используются приёмы подражания звукам природы (свист соловья) и дублирования контуров мелодий русских песен, частушек и башкирских такмаков. Береста готовится весной, в период сокодвижения, хранится в сосудах с водой, используется по мере необходимости. Береста используется как музыкальный инструмент.Справочная информацияОписание
Юрий Степанович
Емельянов (1954 г.р.), уроженец с. Мраково, с 1957 г. проживает в с. Зилаир. В
молодости был секретарём комсомольской организации, членом райкома комсомола.
Работал в органах муниципальной службы. В настоящее время выступает в составе
хора ветеранов с. Зилаир, является участником многих конкурсов и концертов
художественной самодеятельности, исполнителем частушек, сказов, прибауток и
мелодий на бересте. Лауреат Первого Республиканского конкурса
ветеранов «Я люблю тебя, жизнь» (2016) в номинации «художественный свист». Береста – верхняя (наружная)
часть коры берёзы. Берёза как символ русской культуры получила отражение во
многих исследованиях. В традиционной культуре берёза используется в
строительстве (береста шла как прокладочный материал, стойкий к сырости), для
хозяйственных (кора, из которых делали туеса, лукошки и другие предметы),
лечебных целей (берёзовый веник в бане), получения витаминов (берёзовый сок),
лекарственных средств (почки) и даже как антидепрессант (достаточно подержать в руках кусочек бересты, и вы
почувствуете, как напряжение уходит). Бересту использовали для
письменности (берестяные грамоты). Берёзу называют «тёплым деревом», в бане
используются дрова из берёзы, которая хорошо отдаёт тепло. Береста обладает уникальной способностью сохранять
тепло даже в холодных помещениях («энергетический аккумулятор»). Из бересты
делали лапти не от только бедности, а для здоровья, так как этот материал лечит
ревматизм и другие болезни суставов. Звукоизвлечение на
бересте в творчестве Ю.С. Емельянова связано с художественными задачами удивить
публику, разнообразить и дополнить вокальное исполнение В творчестве Ю.С.
Емельянова используются приёмы подражания звукам природы (свист соловья) и
дублирования контуров мелодий русских песен, частушек и башкирских такмаков. К
примеру, в с. Зилаир во время застолья часто исполняется авторская песня
«Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат», где логическим продолжением вокального
исполнения является свист на бересте Ю.С. Емельянова. Береста готовится весной,
в период сокодвижения, хранится в сосудах с водой, чтобы не пересыхала,
используется по мере необходимости. Береста считается
этническим музыкальным инструментом славянских народов. Игра на бересте является традиционной для
русской культуры. Источники сведений
Галиева
Ф.Г. Русские Башкортостана. Крестьянский быт, календарные обряды и праздники
(конец XIX
– начало XXI
в.). Уфа: Китап, 2014. 286 с. Галиева
Ф.Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана. Уфа: Гилем,
2012. 164 с. Нечвалода
Е.Е. Традиционная материальная культура русского населения северо-восточных
районов Башкортостана. М.: Старый сад, 2016. 299 с. Русские Башкортостана. История и культура.
Сб. научных трудов / В.Н. Самородов, В.С. Горбунов, В.А. Иванов и др.;
отв. за вып. В.Я. Второв; Собор русских Башкортостана; Баш. гос. пед. ун-т.
Уфа, 2003. 384 с. Русские
Южного Урала. Традиционная культура XIX – XX в. / отв. ред. И.И. Шангина. СПб.:
ИПЦ СПГУГД, 2018. 350 с. Кучумов
И.В. Русское горнозаводское население Южного Урала XIX – начала XX вв.:
историко-этнографическое исследование. Уфа, 1997. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом,
этнографическом им промышленном отношениях. Уфа, 1859. 472 с. Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр
народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.
Предметы, связанные с объектом
Современное бытование
Историческое бытование
Сведения об особенностях
Социологический аспект
В 1870 г. в Уфимской
губернии насчитывалось 895 русских селений, в том числе 39 русско-башкирских,
13 русско-татарских, 13 русско-марийских. В 1926 г. в Башкирской АССР было 4
тыс. однонациональных русских и 300 смешанных селений. Сейчас сложно найти
моноэтнические русские селения, большинство стало смешанными и
многоконфессиональными. Всего
в Башкортостане в 2010 г. русских насчитывалось 1432906 чел. (35,2 % всего населения).
Русское население
Башкортостана высоко урбанизировано: в городах проживает 83% русских. Лингвистический аспект Разнообразие говоров и
языковых диалектов русских – выходцев из северных, южных и центральных губерний
России. |