Цветовые традиции в оформлении резных наличников домов в с. Зилаир Зилаирского района

Категория объекта:
Строительные технологии
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
30.09.2025
Номер объекта:
20-004
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным этнокультурным достоянием Республиканского центра народного творчества

Описание

Село Зилаир было основано симбирскими купцами и заселено русскими крепостными крестьянами из Поволжья для обеспечения работы Преображенского медеплавильного завода (1748). Со временем село стало административным центром с многонациональным населением. При оформлении наличников домов сложилась традиция свою этническую идентичность подчёркивать с помощью цветовых решений: русские – белыми узорами на голубом фоне, башкиры – также белыми узорами. Для чувашей стал характерным тёмный фон, коричневый цвет. Присутствие красного цвета свидетельствует о том, что в доме живут мордва или марийцы.

Справочная информация

Описание

Село Зилаир (прежнее название – Преображенский Завод, Преображенское) - горнозаводское, основано И.Б. Твердышевым и И.С. Мясниковым в связи с открытием Преображенского медеплавильного завода (1748) на арендованных землях башкир Бушман-Кипчакской и Усерганской волостей Ногайской дороги. Для работы на заводе его владельцы купили около 130 дворов крепостных крестьян и Поволжских губерний. Они работали непосредственно на заводе с его шестью медеплавильными печами либо занимались добычей и перевозкой руды (в основном из Каргалинских рудников), рубкой леса, жжением и т.п. Часть купленных крестьян обучалась заводским профессиям и пополняла ряды мастеровых и работных людей. Согласно официальным источникам, за всю историю существования завода было выплавлено 992,6 тыс. пудов меди. Готовую медь отвозили на ЕкатеринбургскийАннинскийСанкт-Петербургский монетные дворы.

В октябре 1773 г. жители села Преображенский Завод примкнули к Пугачевскому восстанию, до апреля 1774 г. удерживали его в своих руках. В конце мая повстанцы разрушили производственные здания, сооружения и оборудование, сожгли хозяйский дом, от которого ветром огонь прошёл по всему селу. Лишь осенью 1776 г. завод возобновил выпуск продукции. В 1867 г. завод был временно закрыт, окончательно – в 1908 г.  Ныне Преображенский завод является Объектом культурного наследия народов России

По производственной необходимости завод был сооружен возле реки Зилаир (прежнее название Урман Зилаир). Рядом на возвышенности были построены дома. Улицы в то время имели номера, а не названия. Как сообщает местный краевед, историк, автор публикаций по истории села и завода в газете «Зилаирские зори» Геннадий Александрович Шаранов (1961 г.р.), №№ 1-4 (ближе к реке) были заселены рабочими завода, № 5 – ремесленниками, № 6 появилась позднее, на ней поселились крестьяне, в первую волну (1861) освободившиеся от крепостной зависимости. № 7 была для приказчиков в магазинах, трактирах. Улица № 8 основана во вторую волну освобождения крестьян от крепостной зависимости. Улицы с № 9 - для разночинного народа.  Дома рабочих, построенные на улицах 1–4 в то время, не сохранились. Но до наших дней дошли постройки начала XX в. – деревянные и каменные. Местный камень-плитняк, извлекаемый из скалы, использовался для строительства купеческих домов, магазинов и складов.

Дома имели наличники, выполнявшие эстетическую функцию, роль оберега и защиты от попадания влаги, соответственно разрушения, так как закрывали щель между косяком и брёвнами. Наличники красились краской, которая защищала дерево от гниения. Старые наличники и ставни в с. Зилаир достаточно однообразные, рисунок - ромбы с точками внутри, то есть знаки аграрной магии (засеянное поле). С середины 1990-х гг. на многих домах с. Зилаир на смену старым появились наличники, сделанные Г.А. Шарановым, исходя из опыта мастеров прошлого, ориентируясь на русские народные традиции. Материалом служит сосна или другое дерево. В арсенале мастера Г.А. Шаранова несколько десятков узоров, которые выбираются хозяйками домов. Для одних хозяек важна сложность орнамента, другие ориентируются на сдержанность по причине сложности покраски наличников

Продолжительность изготовления наличников достигает нескольких месяцев, зависит от количества окон (наличники заказывают для окон, выходящих на разные стороны), различия размеров окон (узор остаётся одинаковым), расстояния между карнизом, газовой трубой и окном, сложности узора. Резные наличники многие устанавливают даже при обшивке дома и замены стеклянных окон на пластиковые.  Для мастера важна гармония в оформлении дома, например, если в доме очень массивная, «давящая» крыша, внимание людей отвлекает яркое деревянное кружево наличников. Изготовление каждого наличника требует знаний, таланта, расчета, интуиции. Неслучайно в давние времена труд мастеров, которые делали наличники, оценивался очень высоко, по рассказам старожилов, за оформление дома он мог получить несколько коров.

В работах Г.А. Шаранова встречаются такие общерусские элементы наличников, как «полотенца», «скатерть», узоры – «солнце», «перо», можно разглядеть изображение оленя. Чаще всего используется растительный орнамент. Общая черта у всех наличников — осевая симметрия, правая часть отражает левую. Ещё одной особенностью наличника является то, что почти у всех верхняя часть украшена более ажурно, чем нижняя.

Цветовая гамма, характерная для домов с. Зилаир, - голубая (основной тон) и белая (цвет узоров). По наблюдениям этнографов и любителей народной культуры, в каждом регионе России сложились свои цвета Сине-белые цвета наличников характерны также домам Ивановской и Пензенской областей, русским домах Чувашии. Для Иркутска характерны пастельные тона. Для Калужской области — сочетание белого наличника и цветной обшивки дома. Для Тверской области – также два цвета: один (зеленый, синий, коричневый) в качестр лве основного и белый — в качестве дополнительного. Таким образом, во многих случаях используется белый цвет. В Московской области и Красноярском крае наличники как правило белые.

В с. Зилаир сложилась еще одна традиция - этническую идентичность владельцев домов подчёркивать с помощью цветовых решений: русские – белыми узорами на голубом фоне, башкиры – также белыми узорами. Для чувашей стал характерным тёмный фон, коричневый цвет. Присутствие красного цвета свидетельствует о том, что в доме живут мордва или марийцы.

На своих работах мастер ставит свою подпись в виде трёх черт, напоминающих первую букву его фамилии.  У Г.А. Шаронова есть свои ученики – мастера-изготовители наличников. В случае необходимости наличники ремонтируются с помощью древесного клея и саморезов. 

Источники сведений

Андрущенко А. И. Крестьянская война 1773—1775 гг. на Яике, в Приуралье, на Урале и в Сибири. М., 1969. С. 328, 329.

Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука, 1983.

Галиева Ф.Г. Русские Башкортостана. Крестьянский быт, календарные обряды и праздники (конец XIX – начало XXI в.). Уфа: Китап, 2014. 286 с.

Галиева Ф.Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана. Уфа: Гилем, 2012. 164 с.

Евангулова О.С. Художественная «вселенная» русской усадьбы. М.: Прогресс-Традиция, 2003.

Кулбахтин Н.М. Горнозаводская промышленность Башкортостана XVIII в. Уфа, 2000.

Кулбахтин Н.М. Горнозаводское строительство на территории Исторического Башкортостана. Уфа, 1996.

Кулбахтин С.Н. Реализация готовой продукции горных заводов Южного Урала в XVIIIXIX вв. // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2015. Т. 20, № 4(50). С. 3441.

Кучумов И.В. Русское горнозаводское население Южного Урала XIX – начала XX вв.: историко-этнографическое исследование. Уфа, 1997.

Металлургические заводы Урала XVII-XX вв. Энциклопедия. Екатеринбург : Издательство Академкнига, 2001. 536 с. 

Нечвалода Е.Е. Традиционная материальная культура русского населения северо-восточных районов Башкортостана. М.: Старый сад, 2016. 299 с.

Охлябинин С. Повседневная жизнь русской усадьбы ХК века. М.: Молодая гвардия, 2006.

Павленко Н.И. История металлургии в России XVIII века : Заводы и заводовладельцы. М.: Изд-во АН СССР, 1962.  566 с. 

Русские Башкортостана. История и культура. Сб. научных трудов / В.Н. Самородов, В.С. Горбунов, В.А. Иванов и др.; отв. за вып. В.Я. Второв; Собор русских Башкортостана; Баш. гос. пед. ун-т. Уфа, 2003. 384 с.

Русские Южного Урала. Традиционная культура XIXXX в. / отв. ред. И.И. Шангина. СПб.: ИПЦ СПГУГД, 2018. 350 с.

Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом им промышленном отношениях. Уфа, 1859. 472 с.

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.

Предметы, связанные с объектом

Инструменты для деревообработки и изготовления наличников.

Современное бытование

Аутентичная, но с учётом появления нового оборудования. 

Историческое бытование

Преображенский Завод Оренбургской губернии.

Сведения об особенностях
Социологический аспект

В 1870 г. в Уфимской губернии насчитывалось 895 русских селений, в том числе 39 русско-башкирских, 13 русско-татарских, 13 русско-марийских. В 1926 г. в Башкирской АССР было 4 тыс. однонациональных русских и 300 смешанных селений. Сейчас сложно найти моноэтнические русские селения, большинство стало смешанными и многоконфессиональными. Всего в Башкортостане в 2010 г. русских насчитывалось 1432906 чел. (35,2 % всего населения). Русское население Башкортостана высоко урбанизировано: в городах проживает 83% русских.



Лингвистический аспект

Разнообразие говоров и языковых диалектов русских – выходцев из северных, южных и центральных губерний России.