Традиции народного целительства Таисии Тимофеевны Алексеевой из с. Бердяш Зилаирского района Категория объекта:
Народная медицина
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
30.09.2025
Номер объекта:
20-003
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным этнокультурным достоянием Республиканского центра народного творчества
ОписаниеНа протяжении столетий чувашское село Бердяш в Зилаирском районе Башкортостана известно далеко за пределами региона своими народными целителями. Одной из хранительниц этой традиции является Таисия Тимофеевна Алексеева (1935 г.р.), перенявшая уникальные знания и методы лечения у своей бабушки. С помощью особой техники массажа она лечит такие недуги, как остеохондроз, межпозвоночная грыжа и последствия вывихов. Отдельное направление её работы — помощь женщинам при бесплодии, вызванном «опущением живота». Помимо этого, Таисия Тимофеевна делится народными рецептами для нормализации давления, избавления от судорог и снятия болей, связанных с травмами.Справочная информацияОписание
Традиции
народного целительства в чувашском селе Бердяш Зилаирского района Башкортостана
насчитывают сотни лет. Среди известных целителей прошлых лет — костоправ
Василий Яковлевич Пеньков (1935 г.р.), Зинаида Спиридоновна Иванова (1935 г.р.)
и Нина Спиридоновна Давыдова (1912 г.р.). Сегодня их дело продолжают Светлана
Алексеевна Спиридонова (1976 г.р.) и Таисия Тимофеевна Алексеева (1935 г.р.). Жизнь Таисии Тимофеевны
с молодости была наполнена трудом: она работала трактористкой и сама
ремонтировала технику, была заведующей детским
садом. Вместе с мужем Николаем Александровичем воспитали пятерых детей.
Сегодня у неё 35 внуков и правнуков. Таисия Тимофеевна помогает всем людям,
которые к ней обращаются, независимо от их местожительства и этноса. Среди ее пациентов
как родственники и односельчане, так и приезжие, в том числе из дальних
городов: Сургута, Новосибирска, Магнитогорска. О
своём даре Таисия Тимофеевна знала с детства: ещё школьницей она могла,
например, снять боль в животе. Многие знания она переняла от своей слепой бабушки,
которой Таисия в детстве помогала общаться с людьми. Однако, по её словам, она
«открываться не желала», пока не пришло «назначенное время». Импульсом к началу
практики стала смерть целителя-костоправа В.Я. Пенькова. Интересно, что
начинала Таисия Тимофеевна с помощи домашним животным — коровам и лошадям.
Однажды к ней обратилась знакомая с больной ногой: врачи диагностировали
перелом и наложили гипс. Осмотрев женщину, Таисия Тимофеевна поняла, что это не
перелом, а двусторонний вывих, и тут же его вправила. После этого случая к ней начали
обращаться и другие люди. Основной
метод лечения — массаж, которому предшествует пальпация. «Пальцы чуют», —
говорит целительница, определяя истинную причину недуга, которая часто
скрывается за другими симптомами. Во время сеанса она про себя читает молитвы.
Для закрепления результата Таисия Тимофеевна даёт советы по дальнейшему лечению
в домашних условиях. К ней обращаются пациенты с остеохондрозом, вывихами,
межпозвоночными грыжами. Лечит сильное опущение живота, приводящее к бесплодию
(5-6 её бывших пациенток уже стали мамами). Ставила на ноги лежачего больного после
двух лет безуспешного лечения в больницах. Снимает сглаз и порчу с детей
разного возраста — от грудничков до подростков. Курс лечения зависит от
сложности проблемы и занимает от 1 до 5-6 сеансов. Народные рецепты от Таисии Алексеевой 1. При судорогах ног: на ночь натирать ноги 6% яблочным
уксусом и укутывать. 2. Для лечения седалищного нерва: использовать 6% уксус или настойку
из тройного одеколона (2-3 флакона) и пищевой гвоздики (1 пачка). 3. Для нормализации давления: o Пить утром натощак 1 столовую ложку 6%
уксуса, разведённую в половине стакана воды. o Или вместо чая пить сбор из душицы, мяты
и мелиссы: по 0,5 стакана 3 раза в день. o Или использовать настойку из 50 г чеснока
и бутылки водки, выдержанную 19 дней в тёмном месте. Принимать по 15-20 капель
утром и вечером. Пациенты отмечают, что Таисия Тимофеевна
излучает особое тепло и дополняет лечебный массаж своей доброй энергией,
помогая не только телу, но и душе. Техники/Технологии, связанные с объектом
Пальпация, массаж. Источники сведений
Петров И.Г. Чуваши // Народы
Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002. С. 173–218. Петров И.Г. Чуваши // Этносы и
культуры в единой семье Башкортостана. М.: 2018. С. 178-212. Чуваши / отв. ред. В.П. Иванов, А.Д. Коростелев,
Е.А. Ягафова. М., 2017. Серия Народы и культуры. Чуваши Приуралья: культурно-бытовые
процессы / авт.: В.П. Иванов, М.Г. Кондратьев, Г.Б. Матвеев, И.Г. Петров, А.А.
Трофимов, Г.Ф. Трофимов. Чебоксары, 1989. Чувашские коллекции в этнографических фондах Музея
археологии и этнографии Института этнологических исследований им Р.Г. Кузеева
Уфимского научного центра Российской академии наук: каталог-альбом / сост. И.Г.
Петров. Уфа, 2017. 124 с. Алексей Спиридонов.
https://ok-by.ru/user/okbyid568999141000 Лица, имеющие отношение к ОНКН
Петров Игорь Георгиевич,
кандидат исторических наук, исследователь чувашей Башкортостана. Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр
народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.
Сведения о действиях над/с ОНКН
Предметы, связанные с объектом
Современное бытование
Историческое бытование
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Активное. Исключительность/ценность Представляет собой
уникальное явление, которое важно для сохранения этнолокальных культурных
традиций. Способы передачи традиции Передается из поколения в
поколение. Этнологический аспект На
территории Башкортостана чуваши
расселены в разных районах и сформировали нескольких этнокультурных вариантов.
В прибельской группе выделяются северная или кармаскалинская (Кармаскалинский,
Уфимский районы), центральная или
ишкаинская (Аургазинский, Давлекановский, Стерлитамакский, Ишимбайский и
др. районы), косяковская, южная или
верхнебельская) подгруппы (Куюргазинский, Федоровский районы). Исторический аспект Башкиро-татаро-чувашское
взаимодействие происходило на протяжении нескольких столетий – в ранне-булгарское
время (VIII–X вв.), период Волжской Булгарии (X–XIII вв.), Золотой
Орды (1224 – нач. XVI в.) и
Казанского ханства (1438–1552). После переселения на территорию Башкортостана
многие чуваши приняли православие, но сохранили этнокультурные связи с
башкирами. Они не сформировали единых этнокультурных традиций, а до сих пор
транслируют несколько вариантов костюмного комплекса. Социологический аспект Сохранности традиций
чувашей Башкортостана способствует их расселение преимущественно в сельской
местности в прошлом и настоящем. В 2010 г. было 107450 чувашей (2,7% доли
населения республики), в том числе 57,1 %
проживало в сельской местности. В 1979 г. доля сельского населения составляла
66,1%. Численность
населения села в 2010 г. составляла 450 чел. Лингвистический аспект Целительница общается на
русском и чувашском языках. |