Традиции народного целительства Таисии Тимофеевны Алексеевой из с. Бердяш Зилаирского района

Категория объекта:
Народная медицина
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
30.09.2025
Номер объекта:
20-003
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным этнокультурным достоянием Республиканского центра народного творчества

Описание

На протяжении столетий чувашское село Бердяш в Зилаирском районе Башкортостана известно далеко за пределами региона своими народными целителями. Одной из хранительниц этой традиции является Таисия Тимофеевна Алексеева (1935 г.р.), перенявшая уникальные знания и методы лечения у своей бабушки. С помощью особой техники массажа она лечит такие недуги, как остеохондроз, межпозвоночная грыжа и последствия вывихов. Отдельное направление её работы — помощь женщинам при бесплодии, вызванном «опущением живота». Помимо этого, Таисия Тимофеевна делится народными рецептами для нормализации давления, избавления от судорог и снятия болей, связанных с травмами.

Справочная информация

Описание

Традиции народного целительства в чувашском селе Бердяш Зилаирского района Башкортостана насчитывают сотни лет. Среди известных целителей прошлых лет — костоправ Василий Яковлевич Пеньков (1935 г.р.), Зинаида Спиридоновна Иванова (1935 г.р.) и Нина Спиридоновна Давыдова (1912 г.р.). Сегодня их дело продолжают Светлана Алексеевна Спиридонова (1976 г.р.) и Таисия Тимофеевна Алексеева (1935 г.р.).

Жизнь Таисии Тимофеевны с молодости была наполнена трудом: она работала трактористкой и сама ремонтировала технику, была заведующей детским садом. Вместе с мужем Николаем Александровичем воспитали пятерых детей. Сегодня у неё 35 внуков и правнуков. Таисия Тимофеевна помогает всем людям, которые к ней обращаются, независимо от их местожительства и этноса. Среди ее пациентов как родственники и односельчане, так и приезжие, в том числе из дальних городов: Сургута, Новосибирска, Магнитогорска.

О своём даре Таисия Тимофеевна знала с детства: ещё школьницей она могла, например, снять боль в животе. Многие знания она переняла от своей слепой бабушки, которой Таисия в детстве помогала общаться с людьми. Однако, по её словам, она «открываться не желала», пока не пришло «назначенное время». Импульсом к началу практики стала смерть целителя-костоправа В.Я. Пенькова. Интересно, что начинала Таисия Тимофеевна с помощи домашним животным — коровам и лошадям. Однажды к ней обратилась знакомая с больной ногой: врачи диагностировали перелом и наложили гипс. Осмотрев женщину, Таисия Тимофеевна поняла, что это не перелом, а двусторонний вывих, и тут же его вправила. После этого случая к ней начали обращаться и другие люди.

Основной метод лечения — массаж, которому предшествует пальпация. «Пальцы чуют», — говорит целительница, определяя истинную причину недуга, которая часто скрывается за другими симптомами. Во время сеанса она про себя читает молитвы. Для закрепления результата Таисия Тимофеевна даёт советы по дальнейшему лечению в домашних условиях. К ней обращаются пациенты с остеохондрозом, вывихами, межпозвоночными грыжами. Лечит сильное опущение живота, приводящее к бесплодию (5-6 её бывших пациенток уже стали мамами). Ставила на ноги лежачего больного после двух лет безуспешного лечения в больницах. Снимает сглаз и порчу с детей разного возраста — от грудничков до подростков. Курс лечения зависит от сложности проблемы и занимает от 1 до 5-6 сеансов.

Народные рецепты от Таисии Алексеевой

1.     При судорогах ног: на ночь натирать ноги 6% яблочным уксусом и укутывать.

2.     Для лечения седалищного нерва: использовать 6% уксус или настойку из тройного одеколона (2-3 флакона) и пищевой гвоздики (1 пачка).

3.     Для нормализации давления:

o    Пить утром натощак 1 столовую ложку 6% уксуса, разведённую в половине стакана воды.

o    Или вместо чая пить сбор из душицы, мяты и мелиссы: по 0,5 стакана 3 раза в день.

o    Или использовать настойку из 50 г чеснока и бутылки водки, выдержанную 19 дней в тёмном месте. Принимать по 15-20 капель утром и вечером.

Пациенты отмечают, что Таисия Тимофеевна излучает особое тепло и дополняет лечебный массаж своей доброй энергией, помогая не только телу, но и душе.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Пальпация, массаж. 

Источники сведений

Петров И.Г. Чуваши // Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002. С. 173–218.

Петров И.Г. Чуваши // Этносы и культуры в единой семье Башкортостана. М.: 2018. С. 178-212.

Чуваши / отв. ред. В.П. Иванов, А.Д. Коростелев, Е.А. Ягафова. М., 2017. Серия Народы и культуры.

Чуваши Приуралья: культурно-бытовые процессы / авт.: В.П. Иванов, М.Г. Кондратьев, Г.Б. Матвеев, И.Г. Петров, А.А. Трофимов, Г.Ф. Трофимов. Чебоксары, 1989.

Чувашские коллекции в этнографических фондах Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований им Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук: каталог-альбом / сост. И.Г. Петров. Уфа, 2017. 124 с.

Алексей Спиридонов. https://ok-by.ru/user/okbyid568999141000

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Петров Игорь Георгиевич, кандидат исторических наук, исследователь чувашей Башкортостана. 

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.

Сведения о действиях над/с ОНКН

Популяризация музеями и участниками фольклорных коллективов, организаторами конкурсов, фестивалей народного искусства. 

Предметы, связанные с объектом

Нож и другие инструменты.  

Современное бытование

Бытование и воспроизводство в чувашских селениях Федеровского, Куюргазинского, Бижбулякского, Белебеевского и других районов Башкортостана. 

Историческое бытование

Чувашские селения Республики Чувашия и других регионов России. 

Сведения об особенностях
Состояние бытования

Активное. 



Исключительность/ценность

Представляет собой уникальное явление, которое важно для сохранения этнолокальных культурных традиций. 



Способы передачи традиции

Передается из поколения в поколение.



Этнологический аспект

На территории Башкортостана чуваши расселены в разных районах и сформировали нескольких этнокультурных вариантов. В прибельской группе выделяются северная или кармаскалинская (Кармаскалинский, Уфимский районы), центральная или ишкаинская (Аургазинский, Давлекановский, Стерлитамакский, Ишимбайский и др. районы), косяковская, южная или верхнебельская) подгруппы (Куюргазинский, Федоровский районы).



Исторический аспект

Башкиро-татаро-чувашское взаимодействие происходило на протяжении нескольких столетий – в ранне-булгарское время (VIIIX вв.), период Волжской Булгарии (XXIII вв.), Золотой Орды (1224 – нач. XVI в.) и Казанского ханства (1438–1552). После переселения на территорию Башкортостана многие чуваши приняли православие, но сохранили этнокультурные связи с башкирами. Они не сформировали единых этнокультурных традиций, а до сих пор транслируют несколько вариантов костюмного комплекса.



Социологический аспект

Сохранности традиций чувашей Башкортостана способствует их расселение преимущественно в сельской местности в прошлом и настоящем. В 2010 г. было 107450 чувашей (2,7% доли населения республики), в том числе 57,1 % проживало в сельской местности. В 1979 г. доля сельского населения составляла 66,1%.

Численность населения села в 2010 г. составляла 450 чел.



Лингвистический аспект

Целительница общается на русском и чувашском языках.