Традиции приготовления блюд из лосятины в с. Кананикольское Зилаирского района Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
30.09.2025
Номер объекта:
20-001
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным этнокультурным достоянием Республиканского центра народного творчества
Традиции приготовления блюд из лосятины в с. Кананикольское Зилаирского района Башкортостана. Торт из лосятины.ОписаниеВ русском селе Кананикольское традиционными являются блюда из диких животных, в большом количестве обитающих в местных лесах (медведи, лоси, рыси, глухари, тетерева, куропатки). Современный праздничный стол включает «торт» из печени лося и котлеты из фарша лосятины, смешанного со свининой.Справочная информацияОписание
Село Кананикольское было основано в 1751 году горнозаводчиком
Иваном Мосоловым при Кананикольском медеплавильном заводе на реке Канне. Для
работы на заводе сюда переселили крепостных крестьян из Рязанской губернии. К
концу 1760-х годов на предприятии числилось 1115 работников: 315 крепостных и
800 вольнонаёмных. В период
Крестьянской войны 1773–1775 годов Кананикольский завод оказался в центре
противостояния. Многие местные жители погибли или пропали без вести, а 599
человек присоединились к повстанческим отрядам. Владелец завода И.А. Мосолов
оценил свои убытки от разрушения предприятия и уничтожения материалов в 5782
рубля. Ущерб самих рабочих, чьи дома были разорены, а имущество разграблено,
составил 4617 рублей. Производство удалось восстановить лишь к 1777 году. В
1827–1828 годах крестьяне завода вновь приняли участие в восстании. В 1871 году
предприятие было окончательно закрыто. Причинами послужили нехватка рабочих рук
после отмены крепостного права и постоянные финансовые трудности. Кроме того,
завод столкнулся с истощением сырьевой базы. Если изначально медную руду
добывали на Сакмарских отмелях в 50 верстах к востоку, то впоследствии её
пришлось возить уже за 100–400 вёрст. После закрытия завода основными занятиями местных жителей
стали лесные промыслы: рубка и сплав леса, а также ведение подсобного
хозяйства, охота и собирательство. С 1961 года село Кананикольское является
центром сельсовета того же названия в Зилаирском районе. Блюда из лосятины являются давней кулинарной традицией
села. Их приготовление обычно приурочено к праздникам и важным событиям,
например, для угощения почётных гостей. Такие блюда наиболее характерны для
рациона семей, где есть охотники. Среди самых распространённых — пельмени,
чебуреки и печёночный торт из лосятины. Мясо лося никогда не готовят крупными кусками, а также не используют для
приготовления бульона. Основная причина - специфический травянистый
привкус мяса, а также необходимость длительной варки (не менее 4–5 часов) по
сравнению с мясом домашних животных. Обычно лосятину предварительно обрабатывают механическим способом:
пропускают через мясорубку или тщательно отбивают. Такой подход не
только сокращает время готовки, но и улучшает текстуру, делая мясо более
нежным. Для котлет готовят фарш из лосятины с добавлением свиного
жира. Для сочности в массу добавляют лук, перец и немного воды. По словам
местных жителей, такие котлеты получаются особенно вкусными: если свиные или
говяжьи обычно съедают не более двух-трёх штук за раз, то с лосятиной — четыре
или пять. Пельмени и чебуреки готовят как из чистой лосятины, так и в смеси со
свининой. Печень лося используют исключительно для приготовления печёночного
торта — больше её никуда не добавляют. Рецепт печёночного торта из
лосятины записан от Симоновой Елены Ивановны 1966 г.р.,
пенсионерки, уроженки с. Кананикольское Зилаирского района Башкортостана.
Запись произведена Натальей Андреевной Медведевой, менеджером по
культурно-массовым мероприятиям Кананикольского центра культуры и досуга. Ингредиенты для печёночных блинов: печень лося - 0,5 кг, куриные яйца - 4
шт., чеснок - 1 зубчик, молоко - 150 г, мука - 3–4 ст. л., подсолнечное масло - 2 ст. л., соль
– по вкусу. Ингредиенты для прослойки между блинами: морковь - 1 шт., майонез - 100 г, подсолнечное
масло - 50 г. Печень очищают от пленок и прожилок, делят на кусочки, измельчают в блендере
вместе с чесноком. К смеси добавляют яйца, соль и хорошо перемешивают венчиком,
затем вливают молоко, подсолнечное масло, всыпают муку и вновь перемешивают венчиком до получения
однородной массы без комочков. По консистенции смесь должна получиться как на
оладьи или болтушку. На хорошо
разогретой антипригарной сковороде без добавления масла выпекают блин: 3 ст. л.
смеси размазывают до размеров тарелки средних размеров. Каждый блин смазывается
майонезом, сверху укладывается слой морковной обжарки. Блины складываются
горкой, формируя слоеный торт. Источники сведений
Галиева
Ф.Г. Русские Башкортостана. Крестьянский быт, календарные обряды и праздники
(конец XIX
– начало XXI
в.). Уфа: Китап, 2014. 286 с. Галиева
Ф.Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана. Уфа: Гилем,
2012. 164 с. Касимовский В. Исторические
очерки о Дуване (1868, 1877 гг.). Месягутово, 1991; Касимовский В.С.
Кунгуряки // Уфимские губернские ведомости. 1868. № 1; Этнографический очерк
села Дувана, Уфимской губернии, Златоустовского уезда В. Касимовского //
Уфимские губернские ведомости. 1877. №№ 11, 14, 16–18, 20, 22–26, 31, 50. Касимовский
В.С. Несколько слов о кунгуряках, живущих в Уфимской губернии // Русские Башкортостана. История и
культура. Уфа, 2003. С. 101–108. Нечвалода
Е.Е. Традиционная материальная культура русского населения северо-восточных
районов Башкортостана. М.: Старый сад, 2016. 299 с. Новикова О.В.
Традиционная пища и кухонная утварь русского населения Дуванского района
Республики Башкортостан в первой половине – середине XX в. // Русские Айско-Юрюзаньского
междуречья (история, антропология, культура) / сост., автор предисл. Е.Е.
Нечвалода. Уфа, 2012. С. 143-158. Русские Башкортостана. История и культура.
Сб. научных трудов / В.Н. Самородов, В.С. Горбунов, В.А. Иванов и др.;
отв. за вып. В.Я. Второв; Собор русских Башкортостана; Баш. гос. пед. ун-т.
Уфа, 2003. 384 с. Русские
Южного Урала. Традиционная культура XIX – XX в. / отв. ред. И.И. Шангина. СПб.:
ИПЦ СПГУГД, 2018. 350 с. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в
хозяйственно-статистическом, этнографическом им промышленном отношениях. Уфа,
1859. 472 с. Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр
народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.
Предметы, связанные с объектом
Современное бытование
Историческое бытование
Сведения об особенностях
Способы передачи традиции
Естественная, через
передачу из поколения в поколение. Форма бытования Бытовая Этнологический аспект Башкирский край принял русских переселенцев из множества
губерний России — Пермской, Владимирской, Вятской, Тамбовской и других. Они
были носителями различных этнокультурных диалектов и традиций. Так, лишь в
Уфимском уезде проживали выходцы более чем из 30 губерний. Это привело к
изначальному сосуществованию множества диалектов, а впоследствии — к их
взаимодействию и формированию общего культурного континуума. В то же время
сохранению местных традиций способствовали три ключевых фактора: компактное
расположение русских селений на северо-востоке Башкортостана, их численное
доминирование в этих районах вплоть до наших дней и относительная удалённость
от крупных промышленных центров. Исторический аспект Первые
русские переселенцы – стрельцы, казаки,
дворяне – появились в Башкирии с основанием Уфы во второй половине XVI в. На рубеже XVII–XVIII столетий в крае наблюдался приток
старообрядцев; они основали целый ряд селений. Массовое переселение русского крестьянского
населения на территорию Южного Урала началось в 30-е – 40-е гг. XVIII в. из северных и поволжских,
позднее – центральных и южных губерний России и Сибири. Их занятиями были
земледелие, скотоводство, кустарные промыслы, в лесных районах – выделка
мочала, изготовление рогож, плетение кулей. Горнозаводское население,
сформировавшееся в регионе в XVIII
в., совмещало работу на заводах с традиционными видами деятельности. Социологический аспект В 1870 г. в Уфимской
губернии насчитывалось 895 русских селений, в том числе 39 русско-башкирских,
13 русско-татарских, 13 русско-марийских. В 1926 г. в Башкирской АССР было 4
тыс. однонациональных русских и 300 смешанных селений. Сейчас сложно найти
моноэтнические русские селения, большинство стало смешанными и
многоконфессиональными. Всего
в Башкортостане в 2010 г. русских насчитывалось 1 432 906 чел. (35,2 % всего населения).
Русское население
Башкортостана высоко урбанизировано: 83% русских проживает в городах.
Численность населения с. Кананикольское из года в год уменьшается: в
1959 г. здесь проживало 3302 чел., в 1989 – 1301, в 2000 г. – 1059 чел., в 2010
г. – 805 чел. Лингвистический аспект Разнообразие говоров и
языковых диалектов русских – выходцев из северных, южных и центральных губерний
России. |